— В Лунинецкой райбольнице ты начинал самостоятельную работу в качестве врача общей практики в Дворце. Чем запомнилась тебе работа в сельской амбулатории?
— Автономностью. То, что зависело только от меня: диагностика, терапия – всё основывалось на мне. От того, как я распределял своё время, применял свои знания при минимальном количестве оборудования, использовал объективные данные, зависело подтверждение диагноза в будущем.


— В какой момент произошло психологическое преломление, и ты решил уехать?
— Нельзя сказать, что произошло какое-то психологическое преломление. Стремление к самореализации у меня было всегда. И сейчас я не могу сказать, что остановился, что наступил конечный пункт в моей работе. Мне нравится динамика, рост… Я всегда буду оставаться с чувством какой-то незаконченной самореализации.
— На какие риски вы с женой были готовы?
— Мы с женой готовы были к долгой разлуке. С Дашей мы учились вместе в Витебске, она провизор. Поженились сразу после университета, она распределилась со мной в Лунинецкую ЦРБ. Когда я уехал на учёбу, жена вернулась к родителям в Минск. Виделись редко… Но мы справились…
Дарья в Италии прошла постдипломное образование. Работает в косметологической фирме как химик-аналитик, занимается контролем качества новых продуктов.

— Как вообще строилась система обучения?
— Было тяжело. С того момента, как я решил попробовать. Первый языковой экзамен сдавал через 4 месяца, как начал его учить, в Посольстве в Минске. Ежедневно, как минимум 2-3 часа, будь то Рождество, День рождения или что-то ещё, я учил. И не пропустил ни одного дня за этот период.
Потом было время бюрократических тягот в Италии. Продолжал совершенствовать язык. Когда начались экзамены, не выходил из дома порой по две недели.
Экзамен в итальянском вузе отличается от наших. Ты берёшь билет. Времени на подготовку не дается. Сразу отвечаешь. Я учил книги наизусть. Из 30 возможных баллов набирал почти всегда максимум. Это было тяжело. Потом была интернатура, она длится 3 месяца, а не год, после чего сдаёшь госэкзамен. Затем ты раз в год участвуешь в конкурсе на выбор специализации, которая длится 4-5 лет. Мой результат был выше? чем у 96% моих конкурентов. В конкурсе участвовало 16 тысяч человек. Я со своими баллами смог выбрать то, что хотел. И выбрал, что мне больше всего интересно, экстренную и неотложную медицину. Сейчас на 4-м курсе, но у уже работаю по контракту.
— Какие отличия системы здравоохранения в Италии?
— Во многом схожи. Государство берёт обязанность заботиться о здоровье населения. Единственное отличие – ты должен тоже участвовать экономически в оказании какой-то услуги, диагностики. К примеру, врач выписал направление сдать анализы, набор стоит 150 евро. Пациент заплатит 25 евро.
Скорая помощь здесь действительно скорая. К примеру, взять политравмы. Прилетает вертолёт и доставляет пациента в специализированный центр в зависимости от необходимого вмешательства.

— Как строится твой рабочий график?
— Свободного времени для себя немного. Учитывая, что работаю приёмном покое и моя специальность редкая, нагрузка большая. Порой прерваться трудно, чтобы элементарно поесть или сходить в туалет.
30 часов в неделю я работаю в приёмyом отделении, одну неделю в реанимации. 8 часов в неделю мне даётся на самообразование. Но я учусь при любой возможности. Если позволяет время, хожу в операционную интубировать, чтобы «набивать руку».
— Сколько зарабатывает практикующий врач на ставку? Возможна ли при желании большая нагрузка?
— Не сказал бы, что врач здесь особенно богатый. Естественно, может позволить себе больше, чем среднестатистический человек. Жизнь врача достаточно скромная. Не так, как рассказывают в фильмах. Работать можешь, сколько хочешь. Но не более 12 часов в сутки.
— Куда тебе хочется двигаться дальше?
— Ещё не определился. Но не остановлюсь на том, что я делаю сейчас, – это однозначно. Оставаться на одном месте скучно. Учитывая, что у меня есть два диплома медицинских, а через полтора года будет специализация в экстренной неотложной медицине… Есть Швейцария, Англия, Новая Зеландия. Со своим дипломом могу устроиться везде, кроме США, пожалуй. В других местах что-то будет новое…
— Есть ли что-то такое, о чём ты вспоминаешь из опыта работы в Лунининецкой больнице?
— То, что я вспоминаю о в Лунинецкой ЦРБ, абсолютно не связано с работой… Например, как праздновали День медработника. Было весело… Здесь такого нет.
— Что хотел бы пожелать тем, кто, как и ты, хотел бы изменить что-то в своей жизни?
— Пробуйте, старайтесь реализовывать свои цели. Я смог. И каждый при желании сможет. Главное – знать, чего ты хочешь… Желание и старание – без них не получится ничего.
