Взволнованные читатели сообщили о своей проблеме в редакцию.
– Животное не ест, потом начинает синеть и дрожать. Затем умирает, – так описал симптомы Иван (имя изменено по его просьбе, – авт.), читатель, обратившийся в редакцию. – Вчера у родственников добили.
Гибнут свиньи и у соседей, знакомых мужчины. С его слов, не лучше ситуация и в соседней деревне Велута, где неизвестная болезнь «выкашивает» поголовье на частных подворьях. Гибнут как поросята, так и взрослые особи.
Иван говорит, что если с заболевшим животным не затягивать и сразу же добить, то сало и мясо есть можно. И тут же приводит пример, когда односельчане до последнего пытались вылечить животное. В итоге хрюшку всё равно пришлось добивать. Мясо и сало имели неприятный запах – пришлось всё выбрасывать.
– Люди растеряны, не знают, что делать дальше, – говорит Иван.
Купить поросёнка стоит недёшево, много сил и средств уходит на то, чтобы его вырастить. И когда огромный кабан гибнет от неизвестной болезни, огорчению сельчанина нет предела. А у некоторых и вовсе – погибает все поголовье свиней в хозяйстве.
В райветстанции о проблеме жителей Чучевичей знают. Как сообщила Медиа-Полесью главный ветеринарный врач района Екатерина Максимович, на 22 июня в 18.00 в Больших Чучевичах запланировано собрание, где местным жителям расскажут о мерах предосторожности и объяснят, как действовать, если, вдруг, на подворье заболеет животное.
Со слов местного жителя, одни павших животных закапывают, другие просто вывозят свиные туши и выбрасывают: скотомогильник закрыт и куда девать животное, люди не знают.
Екатерина Максимович отметила, что согласно ветеринарно-санитарных правил по захоронению животных, скотомогильник должен быть закрыт на замок, а также должно быть определено ответственное лицо с указанием номера телефона. В Чучевичах есть табличка с номером телефона, люди должны позвонить этому человеку, он откроет скотомогильник.
Главветврач района акцентировала внимание на том, что мёртвое животное выбрасывать рядом запрещено, так как эти трупы могут поедать дикие животные, в случае инфекции это послужит её распространением, захоронение нужно проводить в скотомогильнике с использованием дезсредств, с обязательным вскрытием перед этим ветеринарным специалистом.
Екатерина Максимович добавила, что вскрытие умерших в Чучевичах животных делалось. Ничего серьёзного при этом специалисты не обнаружили. Если будет сильный падёж, ветработники сделают забор материала и отправят его дальше, в Брест или Минск, поскольку подобные исследования на месте не проводятся.
– Дезинфицирующие средства имеются у нас в райветстанции в наличии, мы ставили всех в известность и опять ставим, что они выдаются людям для обработки рук или сапог бесплатно, желающие могут приехать и получить их у нас, – констатировала Екатерина Максимович. – А если люди обратятся по поводу обработки сараев, мы отправим туда специальную машину, чтобы сделали им обработку. Деньги за это не взимаются.
Напомним, похожая ситуация с падежом свиней в Лунинецком районе наблюдалась осенью прошлого года в деревнях Красная Воля, Барсуково и Перуново. Симптомы заболевших хрюшек местные жители описывали примерно так же, как и жители Чучевичей.
Тогда, после публикации статьи на Медиа-Полесье, представители ветслужбы района побывали в деревнях, дали советы, как и чем лечить хрюшек, взяли биоматериал больных животных на исследование. После визита городских ветеринаров в Красной Воле свиньи стали гибнуть значительно реже. Но люди, в опаске, что с подворий изымут здоровых свиней, стали массово убивать животных и прятать в холодильник. Для предпринимателей, торгующих свининой, власти ужесточили правила: разрешалось закупать свинину только на мясокомбинатах или в заготовительно-производственном кооперативе. После этого начались мясные перебои в городе, с прилавков исчезла свинина.
Для простых сельчан, которые держали свиней, тогда райветстанция дала советы, а также помогла с дезинфицирующими средствами для обработки сараев. Спустя время свиные страсти утихли, животные болеть перестали.