10 ноября 2024, воскресенье08:04

Общество

На частных подворьях в Лунинецком районе гибнут свиньи

23 сентября 2015, 15:41

На Медиа-Полесье поступил сигнал от читателей из Красной Воли о том, что в деревне гибнут свиньи. В одном из подворий умерло восемь поросят и взрослая свинья. В сарае у соседей не стало пятерых взрослых кабанов и троих поменьше.

Если сельчане замечают, что животные приболели, стараются успеть дорезать и упаковать в холодильник.

– Это не чума! – рассказывают жители Красной Воли. – Мы звонили в город (в райветстанцию.Авт.), спрашивали, что делать с мясом. Сказали – ешьте. Только внутренности и голову выбрасывайте. Мы так и делали.

Что за болезнь напала на свиней, люди не знают.

Жители Красной Воли рассказали, что свиньи дохнут не только в их деревне. Хутора Язвище и Жалозы, а также деревни Барсуково и Перуново – в этом же списке. По мнению сельчан, «болезнь» пришла именно с той стороны.

Местные придерживаются мнения, что гибель свиней как-то связана с расположенным вблизи Перуново скотомогильником, где утилизируются дикие кабаны. «Может собаки, или мухи какие разнесли», – выдают одну из версий жители Красной Воли. Хотя вопросом, откуда взялась болезнь, сельчане не особо задаются. Каждый больше переживает, чтобы напасть не пришла в их сарай.

– У меня подохли свиньи, у соседки подохли, только по нашей улице – у пятерых человек, – неохотно рассказывает жительница Красной Воли и просит не называть её имени. Люди не только боятся «полететь» с работы, но и опасаются, что власти запретят держать свиней, как это сделали из-за угрозы африканской чумы свиней в деревнях Дворец и Ракитно. Без домашнего подспорья прожить сельскому человеку будет непросто. Тем более осенью, когда заготовлены корма.

Из «мяса» в хозяйстве остались только кролики

Пробуешь пообщаться с другими местными жителями – в ответ слышишь «у нас нормально, пока, слава Богу, не болели. Конечно, не хотелось бы, чтоб «зараза» и до нас дошла».

Другим повезло меньше. Свинья заболела, пришлось дорезать. «Хорошо хоть мясо есть можно», – утешает себя ещё одна местная жительница. Хотя и понимает, что всех своих свиней на три полки морозильника не уместит.

Болезнь постепенно перекочевала  с одной улицы на другую. То в одном хозяйстве сдохнет хрюшка, то, спустя пару дней, – в другом.

Свинья резко перестала есть, мы обратились к ветеринару, взяли уколы и 10 дней кололи. Где-то на третий день у неё появились синие пятна на коже, уши потрескались, в итоге животное сдохло, – рассказывают в Красной Воле. – Поросята так дня три болели, на последний день сильно мучились. У соседей маленький ребёнок растёт, сразу боялись давать, даже возили на экспертизу в Лунинец. Но, вроде бы, всё в порядке, есть можно.

Ещё один житель Красной Воли говорит, что остался практически без свиней: «Корма все свои, никаких российских комбикормов мы не давали». Зато, чтобы продезинфицировать свои сараи, человеку пришлось прилично потратиться.

Но даже такие траты – просто мелочи на фоне того, сколько теряют люди, если животное погибает.

Так, лунинецкие предприниматели закупают свинину живым весом по 35-38 тысяч за килограмм. То есть, хрюшка в 150 килограммов принесла бы своим хозяевам более 5 миллионов рублей. Многие, чтобы остатки сельхозпродукции не пропали зря, к осени намеренно покупают поросят. Стоит один поросёнок более миллиона рублей.  «Купи поросенка, купи ему кормов, а тут он возьмёт да сдохнет… Конечно жалко», – говорят в Красной Воле.

В райветстанции комментировать сложившуюся ситуацию отказались. Что за болезнь, откуда взялась, связана ли она с кормами, со скотомогильником или другими причинами – надеемся услышать от ветеринарной службы.

 


Снимок носит иллюстративный характер / Фото: msavto.by