Народный литературный музей Блока в Лопатино открыли к 100-летию классика. Подтолкнул к созданию учреждения московский литературовед, профессор культурологии Георгий Блюмин. Поисковую и организационную работу провёл старший научный сотрудник пинского музея Фёдор Журавский, тот самый, который написал в Кремль личное обращение «второму человеку» страны Андрею Громыко Свою лепту в становление музея внесла и заведующая лопатинской библиотеки Раиса Кривецкая. Конечно, не обошлось без помощи местного колхоза и районной власти.
Рассвет музея Александра Блока напрямую связан с советским периодом, так как с разных уголков СССР сюда стекались туристические группы: школьники, студенты, любители и ценители творчества поэта. Помимо этого, учредили ежегодные Блоковские праздники поэзии, которые, к сожалению, со временем сошли на нет.
Во время Первой Мировой Войны (1914-1918) поэта призвали на службу в инженерную часть Всероссийского Земского Союза и в августе 1916 года он прибыл в Колбы и Лопатино. Тут шло формирование инженерно-строительных бригад.
«Стоим в деревне Колбы, на днях переедем в Лопатино… Мы строим очень длинную позицию в несколько верст длины, несколько линий, одновременно роем новые окопы, чиним старые, заколачиваем колья, натягиваем проволоку, расчищаем обстрел, ведем ходы сообщения…», – из письма Александра Блока родным.
На Пинском Полесье Блок пробыл по март 1917 года. Этих месяцев хватило, чтобы оставить после себя не только литературно-материальное наследие, но и множество интересных историй.
Кухарка-полешучка напоминала поэту оперную певицу
Накануне Рождества 1918 года, когда край входил в состав Украины, в Бресте, в одном из зданий крепости, проходили высшие курсы украинского языка, литературы и истории. Их курировал региональный комиссар образования Карп Дмитриюк.
Неожиданно для всех курсанты из Мотоля (Ивановский район), которые ранее себя называли русскими, но согласились получать украинское образование, заявили, что они белорусы. Разгорелась дискуссия. Курсанты из Холмщины и Подляшья (Польша) категорически не согласились с мотольскими ребятами. Дело чуть не дошло до драки. Тогда Карп Дмитриюк со своим помощником Тимошем Олесиюком решили провести урок правды…
Истекло время обеда, остывал и ужин. И тут в аудиторию врывается кухарка, сельская девушка из Полесья по имени Юхимка. Полешучка на повышенных тонах объяснила учащимся, как они некрасиво поступили, и сердито приказала идти за стол, ведь готовила на столько ртов, старалась. После этого дискуссия угасла.
Перед тем, как идти в столовую, Дмитриюк попросил Юхимку ответить на один вопрос публики: «Кем она себя считает и на каком языке говорит?». Полешучка долго не думала: «Говорю я по-местному, по-свойски. А вот я украинка». Дмитриюк попросил уточнить: «Как так?». Юхимка, смутившись, ответила, что самой прекрасной украинкой её назвал… Александр Блок. Дискуссия прибита окончательно – классик русской поэзии Александр Блок был оглушительно популярен.
Оказывается, что во время пребывания Блока на Пинщине наши герои пересекались. Поэт безумно тосковал по своей возлюбленной, актрисе Петербургского театра музыкальной драмы Любови Дельмас. Писал пронзительные письма, без устали искал утешение. Однажды Блок пожаловал в гости к местному шляхтичу, где прислуживала Юхимка.
Вот что рассказал Блок в письме Дельмас об этом вечере: «Не так давно пели разные песни, в том числе и украинские, и меня они страшно взволновали… Кстати, тут была одна интересная украинка. Я на неё посматривал и она на меня. Только лишь из-за того, что она похожа на Вас».
Этот факт в ноябре 1998 года рассказал публицист, журналист Антон Цвид (1939-2004).
Любовь Дельмас вызывала головокружение не только у одного классика русской поэзии, многие мужчины Петербурга сходили с ума по актрисе. А на Полесье такой красотой Бог одарил Юхимку.
Такая любвеобильность Александра Александровича не вызывает сомнений в следующей истории.
На Пинщине родился внебрачный сын Александра Блока?
Весной 2013 года газета русских писателей «Литературная Россия» опубликовала сенсационные факты. Из них следует, что в 1917 году простая полесская девушка из деревни Колбы Мария Лемешевская родила сына от классика русской литературы, одного из величайших поэтов России.
Данную информацию в 1980-е года подтвердили родственники Марии. Несколькими годами ранее в своих воспоминаниях об этом написала подруга поэта Надежда Павлович. Впрочем, этого не скрывал и сам Александр Блок, намекая о простой полесской девушке и отношениях с ней в своих произведениях.
«Она была простой девушкой, осталась беременной, но я её потерял. И уже никогда не смогу найти. Может быть, там растёт мой сын, но он меня не знает, и я его никогда не узнаю…», – из книги «Воспоминания об Александре Блоке», Прометей, 1977 № 11, стр.242–243.
Классик был прав. Сына так он и не увидел, жизнь поэта оказалась не долгой, он скончался в 1921 году в 40-летнем возрасте. Мария назвала новорожденного Фёдором. Как сложилась жизнь Фёдора, был ли он похож на Блока, исследователям доподлинно не известно.
Заявление о том, что Александр Александрович оставил на Полесье сына, вызвала неоднозначную реакцию и в литературных кругах России, и в Беларуси. В любом случае, подобные факты требуют тщательного изучения. Если на Пинском Полесье живут потомки Александра Блока, то, как минимум, это дополнит колорит края.
Как ещё сохранена память поэта на Пинщине
В минувшем году по территории Пинского района разработали туристический однодневный автобусный маршрут, охвативший более 20 населённых пунктов, через которые проходила линия фронта в годы Первой Мировой. Особое внимание уделено знаменитым людям, воевавшим на Полесье, в частности, Александру Блоку.
Некоторые местные поэты посвятили ряд своих произведений известному представителю русской культуры. Для учащейся молодёжи – тема пребывания Блока на Пинщине стала традиционной для рефератов и докладов по литературе. Однозначно – Полесье помнит классика.
Возможно, что в нынешнем году в связи с 35-летием музея и 135-летием поэта, Пинщина вновь соберёт на литературный Блоковский фестиваль.