23 ноября 2024, суббота05:58

Культура

Пинский музей – невероятное и интересное рядом

24 декабря 2014, 0:13

Музей Белорусского Полесья - один из старейших в Беларуси - отмечает 90-летие. В фондах учреждения имеются редкие и уникальные экспонаты, а коллекция живописи уступает лишь Национальному художественному музею. Здание, в котором размещается музей, создаёт необычную атмосферу давно минувших дней, а запах просвещения не покидает величественных стен.  

Всё сошлось, но не сразу. 90-летний путь музея не был лёгким, а первые шаги и вовсе делались под запретом. С этой небольшой интриги начинаем знакомство читателей Медиа-Полесья с музеем Белорусского Полесья.

Холодное дыхание вечности

Многочисленные гости города над Пиной, как и некоторые пинчане, в особенности молодое поколение, ошибочно считают, что здание, в котором находится музей, строилось специально под него. Конечно же, это совершенно не так, стены на 300 лет старше самого учреждения.

В начале 1630-х годов Пинск принял мужской монашеский орден Римско-католической церкви Общество Иисуса, говоря проще – Орден Иезуитов. На 150 лет город над Пиной стал оплотом контрреформации, где активно развивалось образование, наука, миссионерство. Иезуиты принесли с собой не только духовные ценности, но и изменили архитектурный облик полесской столицы.

Параллельно со строительством коллегиума возвели костёл святого Станислава, самый большой в Великом княжестве Литовском. К сожалению, в августе 1953 года, святыню уничтожили коммунисты. Коллегиуму повезло больше – сохранился, но претерпел значительные изменения. С середины XVII до середины XX столетия комплекс иезуитов удивлял каждого, кому довелось побывать в городе над Пиной. Костёл, как корабль, плыл над городом, а коллегиум создавал грозный оборонительный вид.

«В те времена подобные сооружения выполняли функции крепости. У нашего здания толщина стен от 1,5 до 2 метров, а крестовые своды созданы для прочности, – рассказывает заместитель директора музея Светлана Лозюк.В случае осады – это настоящий форпост. Имеются сведения, что во время восстания Хмельницкого, здесь защищались от войск Речи Посполитой казаки и подержавшие их горожане».

В коллегиуме учились 12-13 лет совершенно бесплатно и без религиозного деления. Кстати, тогда в Пинске можно было получить достойное европейское образование. Иезуиты разработали одну из передовых систем образования в Европе. Количество учащихся колебалось в пределах 600-900 со всей Речи Посполитой. Тут преподавал святой католической церкви Андрей Боболя (1591-1657).

Пинский иезуитский коллегиум прославили выпускники: публицист и педагог Анастас Людвик Керсницкий (1678-1733); историк, религиозный деятель, основатель польской просветительской поэзии Адам Нарушевич (173-1796); ректор Варшавского университета Кароль Вырвич (1717-1793); полесский общественно-политический и хозяйственный деятель Матеуш Бутримович (1745-1815).

«Пинский коллегиум действительно можно назвать настоящим высшим учебным заведением, его уровень подготовки был серьёзным, – поделился историк, редактор журнала «Гістарычная Брама» Александр Ильин. – Тут создали солидную библиотеку, действовала типография, театральный зал. Я даже не могу полностью охватить весь масштаб этого учебного заведения. Его по праву можно считать «отцом» образования на Пинщине».

Коллегиум хранит память о двух королях, известных всему миру. В мае 1705 года в Пинск со своим войском вошёл король Швеции Карл XII. Монарх вёл войну с Российской империей и надеялся перебросить армию через легендарные пинские болота. Взобравшись на самую высокую точку города – колокольню иезуитского монастырского комплекса, Карл XII оглядел бескрайнее «полесское море». Осознав, что задача невыполнима, шведы покинули город над Пиной.

Почти через 80 лет, в сентябре 1784 года, Пинск с официальным визитом посетил последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский. Король со свитой разместился в коллегиуме. Здесь ему организовали торжественный приём, трапезу с театрализованным представлением, концертной программой.

В 1773 году орден иезуитов распустили, и комплекс перешёл во владение униатского бискупа. После вхождения Пинска в состав Российской империи, коллегиум отдали под мужской православный Богоявленский монастырь. Так всё сохранялось до 1918 года.

После Октябрьской революции столица Полесья вновь приняла иезуитов. Образовательная и духовно-просветительская жизнь ордена продлилась до осени 1939 года. С приходом советской власти коллегиум использовался под административно-хозяйственные учреждения.

Историк, писатель, офицер Роман Горошкевич – «отец» Пинского музея

Первая попытка создать музей в Пинске предпринята местными историками и краеведами в 1910 году, когда город над Пиной находился в составе Российской Империи. Инициаторы обратились к губернским властям, но столкнулись с непониманием со стороны чиновников. Власти отказали, посчитав идею необоснованной и весьма затратной. Первая Мировая и Гражданская война отложили вопрос на десятилетие.

Вторая попытка оказалась успешной. 17 октября 1924 года на заседании Полесского краеведческого общества, которое вскоре стало филиалом Польского краеведческого общества, принято решение о создании Полесского музея в Пинске. По итогам заседания сформирована специальная комиссия по организации музея во главе с учителем гимназии Романом Горошкевичем.

Это многогранная личность. Роман Горошкевич (1892-1962) далеко не пинчанин и даже не полешук. Он родился в Чортковском уезде, Тарнопольского края (современная Тернопольская область Украины). Окончил факультет геральдики и истории искусства Краковского университета и факультет археологии Львовского университета. С 1924 по 1928 год преподавал в Пинской гимназии, параллельно занимаясь музеем. Издавал польскоязычный альманах «Пинская земля». В 1928 году Горошкевича перевели на повышение в воеводское управление в Брест, а с 1934 по 1939 год работал в дирекции Польского радио.

Несмотря на совершенно разные административные должности, история оставалась призванием. Исследовательскую деятельность Горошкевич не прерывал. Углубленно изучил Полесье, собрав уникальную коллекцию археологических и исторических артефактов. Благодаря экспедициям по полесским местечкам и сёлам, свет увидели книги «Традиции земли пинской» и «Список родов шляхты застенковой земли Пинской».

В сентябре 1939 года 47-летнего Романа Горошкевича мобилизовали в армию на борьбу с нацистской агрессией. По окончанию Второй Мировой войны, историк, дослужившийся до капитанского звания, поселился в польском городке Ополе, где продолжил научную деятельность до завершения мирского пути.

Пинск и создание музея – небольшой период в биографии исследователя, но занял особое место в жизни Романа Горошкевича. В 1990-е годы Пинск посетил его сын – Тадеуш Горошкевич, довольно известный в Польше журналист, оператор. Он рассказал, что отец никогда не забывал край бескрайних рек и болот, трепетно относился к годам, проведённым на Полесье. 

С 1924 по 1926 год Роман Горошкевич совместно с поплечниками активно собирает экспонаты для будущих музейных фондов. Важное событие произошло в июне 1926 года. Депутат польского парламента Пётр Олевинский (1895-1962) обращается к полешукам.  Олевинский призывает сделать подарок или передать на временное хранение в фонды создаваемого музея вещи, характеризующие местные традиции, быт, природу. Обращение депутата возымело действие.

1 июля 1926 года музей принял первых посетителей. Сначала функционировали четыре отдела: истории, археологии, природы и этнологии. Свою деятельность музей распространял на Дрогиченский, Камень-Каширский, Пинский, Столинский, Лунинецкий, Косовский и Кобринский поветы.  Фонды насчитывали всего 100 экспонатов и организаторы поставили перед собой главную задачу – продолжать активное пополнение экспозиции.

 Учреждение расположилось в офисе краеведческого общества, по адресу Костюшко-9 (нынешняя улица Ленина, здание не сохранилось). Музей работал один раз в неделю, по два часа. Для Горошкевича, как бы сейчас сказали, это была общественная нагрузка, зарплату он не получал. Мало того, вся библиотека музея состояла из его книг, которые исследователь передал в дар.

Расцвет Пинского музея в межвоенной Польше

За пять лет работы учреждения фонды выросли в 18 раз и по состоянию на 1931 год составили 1867 экспонатов. К этому времени музей переехал в новое помещение со штатными сотрудниками.

Как известно, с 1921 по 1939 года Пинск входил в состав Польши, являясь центром Пинского повета Полесского воеводства. Должность тогдашних «мэров», называлась не иначе как «президент города». Так вот, президент Пинска Чеслав Мергенталер (1868-1940) и комендант Генрих Яцына в 1928 году выделяют под музей две комнаты в городском управлении – магистрате.

Новым директором учреждения стал коренной пинчанин, преподаватель гимназии, экс-директор русского частного реального училища Дмитрий Георгиевский (1889-1941). Эту должность он занимал до конца сентября 1939 года.

До 1 января 1929 года Георгиевский провёл первую системную регистрацию и каталогизацию музейных предметов. Насчитался 821 экспонат. Библиотека  состояла из 163 книг. Работа по пополнению фондов продолжалась. К 1935 году количество экспонатов выросло вдвое. Музей работал 208 дней в году, известно, что в 1932 году его посетили 144 человека.

По праву вторым днём рождения учреждения можно назвать 27 мая 1935 года. Городские власти предоставили музею второй этаж в здании по адресу Костюшко, 31 (теперь Ленина, 27), где и находился до 1996 года.  В помещении площадью 159 м2 разместились залы истории, археологии, этнологии и природы. Директорский кабинет использовался в качестве библиотеки, фонотека и архив Полесского краеведческого общества. 

В 1935 году музей присоединился к общественной жизни города, взяв участие в региональной выставке «Полесский ярмарок», а уже через год Дмитрий Георгиевский разработал «Справочник по выставке». Музей постепенно становился духовно-просветительским центром. Притягивал любителей истории, краеведения и профессиональных историков.

На протяжении 1930-х годов продолжалась кропотливая работа по сохранению неповторимого мира Полесья.  Имея постоянные денежные проблемы, учреждение развивалось.

Для материальной поддержки с посетителей взималась символическая плата: 20 грошей со взрослых, 10 грошей с учащейся молодёжи и 5 грошей с городских школьников, а для сельских посещение было бесплатным. Необходимо отметить, что в те времена средний класс имел ежемесячный доход в 100 злотых. Спонсорскую помощь учреждению оказывали частные предприятия, городские власти, специальные фонды.

В 1936 году Министерство образования Польши передало в Полесский музей 129 предметов местного ткачества и одежды, 17 керамических изделий, а Краковская Академия наук – 18 книг по этнологии. В 1937 году Министерство коммуникации Польши подарило 54 фотографии с видами Полесья, а управление водных путей – 32 кости мамонта.

Кстати, подарки – один из основных источников пополнения экспозиции. Интересные вещи в дар передавали офицеры польского гарнизона, моряки, представители общественности и интеллигенции. Музей благодарил письмами, где указывался присвоенный номер подаренной вещи. Энтузиазм был сверх всего.

На момент раздела Польши между Гитлером и Сталиным и вхождением Пинска в БССР, музей посетили около 20 тысяч человек, а фонды составляли около 4 тысяч единиц. О музее знали в Варшаве, Кракове, Вильнюсе, Берлине, Нью-Йорке. Велось тесное сотрудничество с европейскими учёными. Музей начал изготавливать печатную продукцию в виде открыток с поллескими видами и научно-популярные брошюры.

Война поставила крест на строительстве специального здания под музей, городскими властями было принято соответствующее решение.

От революционного до социалистического преобразования Полесья

Одно из любимых занятий коммунистов первой половины ХХ столетия – переименование городов, улиц, учреждений, организаций и даже введение в обиход новых имён и фамилий. Поэтому не удивительно, что первым делом переименовали Полесский музей в Пинский историко – революционный музей, а через несколько месяцев в  – Пинский областной историко-краеведческий музей.

В 1939-1941 годах фонды существенно пополнились за счёт конфискованного имущества у репрессированных граждан. Сотрудники музея по-прежнему продолжали поиск экспонатов через проведение экспедиций. С этой целью 19 июня 1941 года Дмитрий Георгиевский отправился в Стошаны и Логишин. 22 июня 1941 года войска нацистской Германии начали боевые действия против СССР. Война пришла на Полесье…

С экспедиции Георгиевский не вернулся. Есть сведения, что 22 июня 1941 года его арестовали органы НКВД, которые впервые дни войны проводили ликвидацию «ненадёжного элемента». Расстреляли ли его на Пинщине или вывезли в лагеря – неизвестно.

4 июля 1941 года Пинск заняли нацисты, а уже 6 июля в городе образована администрация, подконтрольная оккупантам и город над Пиной присоединен к рейхскомиссариату Украина.

 В начале 1990-х годов кандидат исторических наук Ирина Еленская, обнаружила в Брестском областном архиве номер печатного издания нацистской администрации «Пінська газета». В одной из статей сообщалось, что ко дню рождения Адольфа Гитлера (20 апреля 1942 года) Полесский музей обновил деятельность. Вполне вероятно, что такой факт имел место, так как в те годы нацисты поддерживали культурно-просветительскую жизнь с целью пропаганды.

После освобождения Пинска здание было разрушено на 40% . Строительные работы завершили быстро, в 1945 году. В фондах осталось всего 1730 предметов. Многое пришлось восстанавливать с нуля. За этот нелёгкий труд взялись музейщики Ираида Коленчук, Юлия Шубитидзе, Людмила Студент. Они провели перерегистрацию фондов. Количество экспонатов возросло до 6 тысяч, а к концу второй послевоенной пятилетки – до 19 тысяч. В 1952 году под учреждение отошло всё здание по адресу Ленина, 27.

1955 год в полесской столице ознаменовался археологическими раскопками на городище древнего Пинска. В результате фонды пополнились 4 тысячами различных предметов. Особо ценный экспонат – вислая печать князя Изяслава Ярославовича (1024-1076) и туровский саркофаг 12-го века.

В майские дни 1965 года, в бывшем коллегиуме иезуитов, которое тогда использовалось под хозяйственно-административные организации, состоялось открытие Пинской картинной галерии. Она получила статус филиала музея. Основал картинную галерею Владимир Боровиков. Её по праву называют «пинской Третьяковкой». Здесь хранятся труды Айвазовского, Перова, Шишкина, Пэна, Бялыницкого-Бирули, Зайцева и других известных мастеров.

Пинский краеведческий музей возобновил издательскую деятельность. В 1958 году издал сборник материалов для краеведов-путешественников «В поход по Пинщине», который разработали Александр Лозицкий (1910-1973), Фёдор Журавский (1912-1996) и Владимир Боровиков (1912-2001). В 1962 году свет увидела брошюра-памятка посетителю по Пинскому краеведческому музею.

(…) Дорогие товарищи! Мы обращаемся к Вам с призывом, чтобы Вы всемирно помогали нам в пополнении экспозиции новыми экспонатами, в выявлении новых памятников природы, далёкой старины и наших прекрасных будней. Мы ждём от Вас активного участия в нашем общем деле – собирании, изучении и хранении естественно-исторических памятников-первоисточников научных знаний о природе и обществе. Помните, что наши советские музеи создаёт сам народ! – из обращения дирекции учреждения к посетителям.

В 1976 году Пинский краеведческий музей с помпой отпраздновал полувековой юбилей. К тому времени уже можно было подводить итоги, а главное, подвести черту под конкретными делами. Музей стал неотъемлемой частью Пинска. Сотрудники учреждения принимали участие в создании памятных экспозиций на предприятиях региона, помогали в создании музеев в Бресте, Берёзе и Столине. Накопленный опыт пинских музейщиков стал не меньшей ценностью, чем редкие экспонаты. За советом и поддержкой обращались и обращаются со всей страны.

С середины 1970-х годов учреждение пополнило этнографическую коллекцию. Поездки по полесским сёлам дали возможность собрать уникальные узоры ткачества, одежды со Столинского, Солигорского, Любанского и Слуцкого районов. В фонды поступили целые комплексы, представляющие ремёсла Полесья.

В1979 году Пинский краеведческий музей реорганизовали в Белорусский государственный музей социалистического преобразования Полесья. Изменение позволило распространить деятельность учреждения на половину Брестской, гомельской, а также часть Минской областей.

Перестройка в СССР коснулась и Пинского музея, его вывели из республиканского значения и передали под областное управление. Теперь учреждение подчиняется горисполкому.

В 1990 году по инициативе сотрудников чиновники Министерства культуры переименовали учреждение в музей Белорусского Полесье.

Письмо в Кремль. Адресат: второе лицо СССР    

Каждое предприятие имеет своих чудаков, в хорошем смысле слова, которые являются локомотивом организации. У музея Белорусского Полесья, за 90 лет истории было много «передовиков» и рассказать о каждом – тема для иной публикации. Но не упомянуть о данной истории сейчас, непростительно. Дело хоть и частное, зато оставило яркий след.

Старший научный сотрудник Фёдор Фёдорович Журавский (1912-1996) решился на отчаянный шаг, последний крик души, надежда увядала. В 1988 году на имя Председателя Президиума Верховного Совета СССР Андрея Громыко, поступило письмо из Пинска от товарища Журавского. Письмо действительно эмоциональное, с первых строк ощущается волнение автора, безнадёжность положения.

(…) Прошу прощения, что я беспокою Вас своим письмом, отвлекаю Ваше внимание от общегосударственных дел, которыми в настоящее время так заняты все руководители нашего государства. Я долго не осмеливался на такой поступок. Но жизнь моя в преклонные годы стала такой невыносимой, что я, уже потерявший надежду добиться её улучшения и внимания ко мне со стороны низовых руководящих инстанций, решился, наконец, обратиться за помощью к Вам, – вступление из обращения к Громыко.

Далее Фёдор Фёдорович рассказывает свою биографию. Его трудовой путь начинался в средствах массовой информации. Трудился в Лунинецкой районной газете «Авангард», Пинской областной газете «Полесская правда». Прошёл войну, получил тяжёлые ранения. С 1952 по 1988 год старший научный сотрудник Пинского музея. Журавский внёс свою лепту, чтобы в 1980 году, в деревне Лопатино (Пинский район), появился первый в СССР музей Александра Блока. В общем, человек заслуживший уважения и достойной старости, но в этом и крылась сущность проблемы.

(…) За всю свою жизнь я никогда не имел хотя бы и скромной, но настоящей человеческой квартиры. Может, в это трудно поверить, но это – правда. Такова была моя жизнь и в детстве и в юности, и так выходит она и в старости: то в студенческих бараках, то в уголках хат-развалюх, то в партизанских шалашиках, то в казармах, то в субквартирном в коммунальном старом деревянном домике, – из письма Журавского.

У Фёдора Фёдоровича был период, когда он длительное время жил в комнатушке без окон.

Из Кремля ответ пришёл в Брестский областной исполнительный комитет. Местным властям поручили разобраться, но, как водится, первый блин всегда комом. Схватка за заслуженные от государства квадратные метры продолжилась. После ряда перипетий, Фёдор Фёдорович получил, пускай и небольшую, но свою квартирку.

Насколько белорус Андрей Громыко, достигший должности второго лица СССР, почувствовался к старшему научному сотруднику Пинского музея, мы не узнаем никогда, но тот факт, что письмо оказало действие, бесспорен. 

Призраков никто не видел, но о них говорят

«Слышал, что в нашем музее живёт два приведения. Спросите у старых работников музея, они расскажут о призраках, обитающих в коллегиуме…», – такие сообщения в Байнете появились осенью 2013 года.

Те самые старые работники музея, на которых ссылаются на форумах, ничего подобного не подтвердили. Но нельзя обойти стороной иные интересные сведения об аномалиях.

После установления советской власти в Пинске, в здании иезуитского коллегиума, разместилось региональное управление НКВД. Старожилы вспомнили, что жертв политических репрессий расстреливали на месте, т.е. в подвалах коллегиума. Когда чекисты перебрались в новое помещение, а на их месте разместились разные административные учреждения, то некоторые сторожа, особенно в послевоенные годы, уверяли, что слышали стоны невинно убитых.

Эта информация стала поводом для выезда группы пользователей российского уфологического форума в Пинск.

Музей Белорусского Полесья сегодня

В фондах музея насчитывается около 70 тысяч основных единиц экспонатов, а также свыше 16 тысяч единиц научно-дополнительных предметов. Представлены экспозиции: «История Пинщины», «Природа Полесья», «Пинщина в годы Великой Отечественной войны», «Русское искусство 19-го – 20-го столетия», «Галерея партизанской славы» и «Галерея почётных граждан Пинска».

ТОП-7 самых значимых экспонатов музея, которые надо увидеть

Среди самых ценных экспонатов:

– вислая печать Изяслава Ярославовича (12 век),

– деревянный велосипед;

– вилка викингов;

– национальный флаг Беларуси, который сняли после майского референдума 1995 года с крыши Пинского городского исполнительного комитета;

– первое издание статута ВкЛ, утверждённого 28 января 1588 года, писцовая книга королевы Боны;

– туровский саркофаг 12 века;

– грамоты последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского.

Музей Белорусского Полесья – неотъемлемая часть Пинска, без которого трудно представить себе город над Пиной.  

  


Фото использовано в качестве иллюстрации media-polesye.com
Скриншот видео в инстаграме
Степан Постоялко. На заднем фоне Ирина Абельская и Коля Лукашенко. Коллаж «НН»
Иллюстрация media-polesye.com
Фото: kayseriilkhaber.com
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: pixabay.com
Фото: Shutterstock
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: naviny.media