22-летний Сергей Шелест – один из немногих продолжателей городнянского гончарного промысла. В Центр гончарства в своей родной Городной пришёл в девятилетнем возрасте вместе с братом Иваном. Сейчас он – профессиональный гончар, впитавший в себя традиции городнянского гончарства. Совершенствуя мастерство, Сергей сохраняет уникальный промысел предков. А помогает в этом его природная целеустремлённость. И хоть Сергей сейчас живёт и работает в Пинске, при первой же возможности спешит на малую родину, в Городную.
– Сергей, откуда интерес к гончарному делу? С чего всё начиналось?
– Всё началось с похода всего класса на экскурсию в Центр гончарства, где нас встретила на то время директор центра Олимпиада Дмитриевна Леоновец. Экскурсия для меня шла спокойно до тех пор, пока мы не вошли в зал мастерской. Именно там очень сильно захотелось взять в руки кусочек глины. А после слов Олимпиады Дмитриевны: «Сегодня гончаров нет, ждём вас завтра в Центре гончарства», чтобы учиться гончарному делу», – я понял, что обязательно приду. И на следующий день, взяв с собой своего брата и друга, стоял у порога «Центра гончарства». Было это уже в далёком для меня 2004 году. А первым изделием из глины была маленькая тарелочка с толстыми стенками и несимметричной формы. Скажу честно, сделал я её из раза так десятого, если даже не из двадцатого.
Позже я узнал, что мой прадедушка был гончаром. А вот дедушка, который с детства учился гончарному делу, профессиональным гончаром так и не стал. Тем не менее, два года назад на моих глазах он сам сделал горшочек «мамзельку», что приятно удивило.
– Что для Вас гончарство?
– Раньше гончарство для меня было не больше кружка или секции. После, когда прошёл год, мне это показалось «поднадоевшим» и в силу всеобщего мнения, что всё это «старомодно», иногда пропускал занятия. Но, благодаря своей маме, Олимпиаде Дмитриевне и деду, я был «затащен за уши» обратно за круг. Чему я им за это безгранично благодарен. Далее, с повышением мастерства, меня приглашали участвовать на различные районные, областные, республиканские и международные мероприятия. То время было временем подросткового максимализма, и это всё мне казалось весёлым разнообразием в жизни, но моральной ценности, которую давало мне гончарство, я ещё не понимал. По-настоящему тягу к глине ощутил только во время службы в армии. Сидя в караульном помещении в три часа ночи наедине с собой и уставом, у меня резко «зачесались руки», захотелось взять маленький кусочек глины и сесть за гончарный круг. После этой смены караула я каждый день думал: где взять круг? где сделать мастерскую? что для этого нужно? Гончарный круг незамедлительно приобрёл при первой же возможности и не жалея средств, что заработал на стройке во время студенческих каникул.
– Сергей, кто является авторитетом для Вас в этой области народного творчества? Назовите имена учителей, мастеров.
– Авторитетом для ученика всегда является его учитель и тренер. Я уважаю своих учителей Авраама Николаевича Босовца и, к сожалению ныне покойного, Арсения Васильевича Шелеста, которые передали мне свой бесценный опыт. Не могу не упомянуть и про Олимпиаду Дмитриевну, которая всегда указывала, где поднять, где сузить, где расширить форму. Мастера учили технике, Олимпиада Дмитриевна – эстетике.
– Какие правила должен знать и выполнять гончар?
– Любой гончар должен уметь отцентровать глину на круге, уметь сделать стаканчик, вытянуть этот стаканчик вверх для тонкой стенки, делать изделие лёгким. Если эти приёмы человек умеет выполнять, то с дальнейшим приданием формы проблем возникнуть не должно. Про заготовку глины я не говорю, так как глина продаётся в свободном доступе, и каждый может её приобрести в готовом виде.
– Чем хороша городнянская глина?
– Мне она ближе всех других видов, она мне привычная, так как начинал учиться и учился работать с ней. Самой главной её особенностью для меня является то, что городнянская глина очень хорошо держит форму долгое время, когда другие виды глины при обильном количестве воды «расползаются» по кругу.
– Сергей, а какие из Ваших изделий самые любимые, какая из работ самая дорогая и ценная и почему?
– У меня много изделий, но самое интересное из них – копилка в виде ёжика. Это потому что, в основном, я делаю симметрические изделия. А мой ёжик – это уже подделка и на круге и лепка.
– Где храните готовые работы? Какие из них никогда не подарите и никогда не продадите?
– Готовые изделия хранятся в Городной, у родителей. Часть из них украшают интерьер дома. Несколько работ лежат в коробках и ждут своего хозяина.
– Как и где находите время на это занятие?
– Сейчас работаю преподавателем физической культуры и здоровья в колледже машиностроения, что в Пинске. В свободное от работы время и прихожу в свою маленькую мастерскую и начинаю крутить круг. Благо, время позволяет.
– В каких фестивалях и конкурсах по гончарству принимали участие& Чем они запомнились?
– Неоднократно ездил в российский город Скопин на фестиваль гончаров. Там и приз получил за лучшую творческую работу. Был на фестивале в польском городе Бельск-Подляски. Постоянно участвую в пленэрах в моей любимой Городной. Принимал и принимаю участие в различных творческих конкурсах, проводил и провожу мастер-классы.
– Вы участвуете в проекте «Пинская пешеходка». Где ещё и когда в ближайшее время можно людям посмотреть на Ваши изделия, попробовать под Вашим руководством сделать что-то из глины?
– Да, действительно, я – участник проекта «Пинская пешеходка», где каждое воскресенье стараюсь радовать людей своими мастер-классами, ответить на интересующие вопросы, принять заказы и самому получить удовольствие от творческого процесса.
СПРАВКА “МП”
Выставка гончарных изделий Сергея Шелеста организована в Пинской городской центральной библиотеке филиала №7. В магазине «Чайная почта», что находится на ул. Ленина в Пинске, также можно увидеть и при желании приобрести изделия городнянского гончара.
– Если десятилетия тому в Городной практически в каждом дворе был свой гончар, сейчас ситуация иная. Пожилые гончары уходят из жизни, а молодых гончаров мало. Как считаете, удастся ли сохранить гончарный промысел в этом уникальном уголке Полесья?
– Основная проблема в том, что подросткам это направление не всегда интересно. В первую очередь из-за того, что для ребят гончарство якобы «старомодно». Когда же они осознают, что гончарство это, возможно, их «хлеб», их достижения, их яркие открытия, что оно уже современно (при нынешних технологиях), то становится поздно. Гончарство – это постоянный труд над собой, над своим умением. С нуля начинать учиться никто не хочет, ссылаясь на нехватку времени. Но это всё слова-отговорки, потому что при желании возможно всё.
Удастся ли сохранить гончарный промысел? Это вопрос спорный. Никто не знает, и гадать, думаю, не стоит. Скажу лишь одно, что в Городной двух хороших гончаров уже воспитали. Поэтому мы будем стараться передавать свой опыт всем желающим научиться.
– Кто поддерживал и поддерживает Вас сейчас в творчестве?
– Безусловно, моя главная поддержка – это мои родители и моя жена Ольга. Но чувства восторга и хвалы также слышу от остальных родственников, друзей, незнакомых мне людей, которые видят мои работы.
– Сергей, творческих Вам успехов и до встречи на пленэре в Городной!
СПРАВКА МП
19 мая 2010 года Министерством культуры Республики Беларусь традиционному гончарному промыслу деревни Городная присвоен статус нематериальной историко-культурной ценности, а созданный там Центр гончарства внесён в официальный перечень объектов нематериального культурного наследия.
Международные пленэры гончаров в деревне Городная проходят с 2008 года. Раз в два года собираются здесь мастера не только с Беларуси, но и из других стран мира. В четырёх пленэрах участвовали уже гончары из 12 стран.
Центр гончарства деревни Городная был создан в 2003 году с целью сохранения и популяризации лучших традиций гончарного промысла. По ссылкам можно увидеть моменты пленэров гончаров в Городной в 2016 году, в 2014 году.
Очередной Международный пленэр гончаров пройдёт этим летом, с 23 по 31 июля.
В материале использованы фотографии из личного архива Сергея Шелеста и из архива Медиа-Полесья.