Бастунец: Когда ситуация обостряется, людям нужна информация, а не государственная точка зрения
Как предполагает председатель Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ) Андрей Бастунец, результаты последних социологических опросов показывают, что у белорусского электората позиция Кремля находит больше поддержки, чем точка зрения официальных властей Беларуси, в том числе и по поводу событий в Украине.
— Возможно, именно этот измеряемый момент оказал свое воздействие, — считает Андрей Бастунец.
Рокировки периодически происходят. Однако проблема в существовании самой системы государственных СМИ, отмечает эксперт.
— По моему убеждению, государственных СМИ быть не должно. Людей менять можно сколько угодно, но если система остается той же, то от смены лиц ничего не изменится, — прогнозирует руководитель БАЖ.
Андрей Бастунец обращает внимание, что уровень доверия людей к государственным и негосударственным СМИ приблизительно одинаков уже довольно долгое время.
— При этом информационные возможности государственных СМИ несравненно больше, чем негосударственных. Социологические выкрутки показывают, насколько неэффективно используются эти возможности. Если говорить об интернете, то видно, что среди наиболее популярных ресурсов в десятке будут негосударственные ресурсы,— отмечает собеседник.
Он добавляет, что многие журналисты государственных СМИ не являются журналистами как таковыми, поскольку рассматриваются государством как госслужащие.
— Где бы это ни происходило – в Беларуси, в России — рано или поздно это вызывает отторжение. Когда ситуация обостряется, людям нужна информация, а не государственная точка зрения. И тогда они идут на негосударственные ресурсы, — подчеркивает Андрей Бастунец.
Класковский: Ставка делается на пропаганду и ножницы цензуры
Похоже, назревает “перетряхивание” кадров — политолог Александр Класковскийпрогнозирует изменения в руководящем кадровом составе госСМИ. В то же время не прозвучало никаких установок программного плана, что надо коренным образом менять подходы к освещению той или иной тематики.
Как считает аналитик, универсальный для Лукашенко рецепт решения всех проблем – немного попугать.
— Неприятные моменты пережили и Юрий Зиссер, и Павел Якубович, который был вынужден встать по стойке “смирно”, — отмечает Александр Класковский.
Такие психологические встряски могут заставить крутиться любого руководителя, но они не меняют самой системы. ГосСМИ останутся таким же инструментом пропаганды.
— Тем более не приходится говорить о реформах в медиасфере, о том, чтобы ликвидировать нынешнюю монополию государства, дать простор для негосударственных СМИ. Именно конкуренция идей и бизнес-проектов работала бы на плюрализм и создание мощного национального потока контента, который мог бы, в частности, противостоять оголтелой российской пропаганде, — подчеркивает аналитик.
Лукашенко, добавляет эксперт, осторожно оговорился о “русском мире”, вроде бы, хотел от него дистанцироваться, вспомнил о задачах информационной безопасности.
– Но прозвучало это достаточно вяло, абстрактно и утонуло в традиционных заверениях, что мы с русскими всегда заодно. То есть, уменьшение вещания российских телеканалов и тем более создание мощного потока независимой белорусской медиа-продукции в планы белорусского руководства не входит, — делает вывод Александр Класковский.
По его мнению, из двух зол белорусское руководство выбирает меньшее. С одной стороны, страшновато, что могут нагрянуть “зеленые человечки” Путина и это будет сопровождаться жесткой информационной войной.
— На этот случай предусмотрен привычный арсенал: механизмы блокировки сайтов, введенные с изменением в закон о СМИ, были опробованы на случай информационной войны с Россией, чтобы быстро можно было глушить их источники пропаганды, —говорит Александр Класковский.
А создавать постоянный противовес в виде развитой системы негосударственных СМИ, власть, по мнению политолога, не хочет. Ведь сильные независимые медиа – это опасность для нынешней политической системы, поскольку они способствуют укреплению слоя самостоятельно и критично мыслящих граждан.
Такой народ для нынешнего руководства Беларуси не желателен — это и есть главный барьер, который не позволяет создавать действительно мощные механизмы информационной безопасности в Беларуси, убежден политолог.
— Ставка делается на привычные рычаги: на пропаганду и ножницы цензуры, — подчеркивает он.