Со многими высказанными положениями трудно не согласиться. Например, с намерением сотрудничать с высокотехнологичным Западом, к чему “стремятся все, в том числе Российская Федерация”. Или с нежеланием брать больше кредитов.
Правда, тут же была дана ссылка на обещание Путина, что “если уж очень будет тяжело, Россия плечо подставит”…
Подводные течения
Как признался сам Лукашенко, он не очень-то доверяет западным партнерам и не ожидает прорывов в отношениях, по крайней мере в ближайшей перспективе. “Я прагматик, я прекрасно понимаю: никаких больших сдвигов в отношении Европы и Америки к Беларуси не будет, пока не пройдут президентские выборы”, — заявил белорусский официальный лидер.
Однако добавил, что “нас это не напрягает, если это не напрягает европейцев и американцев”. Оказалось также, что помимо высокотехнологичности Запад обладает и некоторыми другими не самыми плохими качествами. Так, по словам белорусского лидера,“нет той риторики, которая была. Да, есть некоторая инерция (в обществе чего-то там, политзаключенные). Но это пройдет, уже этого навала нет”.
Выяснилось также, что делаются некие не всегда афишируемые шаги навстречу другу, выполняются некие взаимные договоренности. То есть какой-то процесс сближения все-таки идет.
Россия — это святое, но…
А вот при всех многочисленных реверансах в сторону России время от времени проскальзывали высказывания, которые заставляют сомневаться в полном отсутствии проблем на этом направлении.
В частности, наряду с привычной фразой, что “Россия — это святое, русский народ — это святое”, было заявлено, что “нам все равно, кто будет воевать против Беларуси” —“если он придет к нам с мечом, мы ответим тем же”.
И хотя гипотетическая война “с русским человеком” была названа “планетарной катастрофой”, сразу же последовало замечание, что “в России дураков хватает. Они меня уже с Каддафи сравнивают, что меня там на кол посадят”. И далее: “Различного рода писаки в России… носят Владимиру Путину какие-то заключения”.
Наконец, трудно считать, что Москве была выражена однозначная поддержка в связи с осуждением Западом ее поведения в отношении Украины: “Что касается того, за что Россию долбают. Ну, наверное, в большинстве своем она этого и не заслуживает. Но такая ситуация сложилась. Виновата Россия в этом, наверное, отчасти”.
С учетом таких ремарок весьма примечательным выглядит аргумент, приведенный в обоснование того, что Кремль не поступит с Беларусью так же, как с Украиной: ему“сегодня не до этого. На примере Украины Россия наелась вот так”.
А если бы “не наелась”, то подобная угроза была бы реальна?
Оружие — не главное
Как представляется, вопреки всем заверениям, вариант российской агрессии белорусские власти до конца не исключают, и именно потому аспект обороноспособности был выделен особо.
Кстати, несколько двусмысленно выглядело сообщение, что в стране работают над тем, чтобы иметь свое оружие: “Сейчас оно в основном советское и российское. А нам надо иметь хорошее оружие, которое очень нужно сейчас, чтобы будущий агрессор даже не помышлял воевать против Беларуси”.
Такой подход можно только приветствовать, так как оружие действительно важно. Вместе с тем многочисленные исторические примеры показывают, что успех сопротивления в еще большей степени определяется моральным духом личного состава.
Между тем как раз с этим могут быть проблемы. По словам активистов, задержанных 23 января во время проходившей в Минске акции памяти первых жертв Майдана, омоновцы кричали, что служат России и защищают “русский мир” (идея которого была, между прочим,Александром Лукашенко совершенно недвусмысленно осуждена).
Если такие настроения присущи тем силовикам, которые в подавляющем большинстве проходили подготовку внутри страны, то чего можно ожидать от офицерского корпуса ее вооруженных сил? Ведь многие его представители обучались в российских военных академиях, еще большее количество постоянно участвует в совместных учениях.
В силу этого не окажется ли, что даже наиболее подготовленные подразделения просто не станут защищать свою страну от широкомасштабной вооруженной агрессии “братьев по оружию”?
Дамоклов меч Москвы
Трудно поверить, что официальный Минск не ощущает опасности, исходящей в последнее время от России. В политическом плане это следует из сделанного на пресс-конференции признания в отсутствии полной уверенности, что в Беларуси не появятся “вежливые люди” Путина.
Серьезность же экономических проблем наглядно засвидетельствовал прозвучавший 30 января на конференции американского Атлантического совета отчаянный призыв временного поверенного в делах Беларуси в США Павла Шидловского “протянуть руку помощи” нашей стране в связи с угрозами суверенитету.
В то же время белорусское руководство прекрасно помнит, что послужило поводом для российской агрессии против Украины, и потому даже при желании не рискнет действовать на западном направлении более решительно. Тем более что это не соответствует собственным идеологическим воззрениям властей.
В итоге приходится с тревогой констатировать, что, несмотря на оптимизм Лукашенко на пресс-конференции, страна находится в исключительно сложной ситуации