Сейчас Сергей Иванович и Зинаида Андреевна Гнедько живут вдвоём. Оба – давно на пенсии. Но они не скучают. Точнее, на скуку нет времени. Сергей Иванович до сих пор судит мотобольные матчи. Организует турниры по бильярду среди ветеранов железнодорожного депо. А Зинаида Андреевна поддерживает мужа и занимается домашними делами.
Супруги вырастили двух дочерей. Старшая Анжелика окончила медицинское училище в Пинске, вышла замуж в Калининград. Родила двух сыновей – Яна и Диму. Пять лет тому Анжелики не стало… Скоропостижная смерть дочери надолго выбила супругов из жизненной колеи…
Младшая дочь Наталья живёт в Чикаго. Когда училась в инязе, уехала в США по программе обмена студентами. Там вышла замуж, сделала карьеру, растит дочку Джулию.
Сергей Иванович рассказал Медиа-Полесью о жизни:
– Я – коренной лунинчанин. Отец работал на железной дороге, мама была домохозяйкой. У родителей нас было семеро, и все – мальчики. Сейчас, правда, из братьев осталось четверо. Жили на улице Сенной.
На нашей улице было хорошо в сухую и морозную погоду. А так были наводнения. Где «1000 мелочей», лодки сплавлялись. В детстве всё это было интересно. Помню, наблюдали, как вода бушует в трубе на Виру. Гул такой шёл, что за километр было слышно! Где сейчас заправочная стоит, там купались. Вода кругом стояла – на сколько глазам видно. Сейчас таких наводнений нету. На рыбалку ходили, так не надо было никаких сетей, рыбу ловили кошами. И за грибами не надо было далеко идти или ехать. Их собирали в лесу, за заводом.
А сплочены были дети тогда чем? Мячом. Где мяч – там и мы. Где какая площадка свободная была, ту и осваивали. Забывали и про обед. Тогда дети рано становились самостоятельными.
Ну и, конечно, дома маме помогали. В огороде работали, на сенокосы ходили. Знаете, как делали стойбище на сенокосе? Лозы хватало, её связывали, сверху сеном накрывали. Копна получалась. Главное было, чтоб туда комары не прорвались. А какой гул стоял от них! Как будто пароход идёт.
Вывозили сено с болота зимой. Собирались хозяева, и телег четыре-пять в болото отправлялись. Один же не поедешь, можно было где-то провалиться, нужна была подстраховка. А если зима суровая – то хорошо, спокойно.
Зато были тогда стада коров, овцы, люди держали много живности.
Учился в железнодорожной школе №5. Она находилась около стадиона, где сейчас обучаются начальные классы СШ №1. А первая школа располагалась в здании, где сейчас Следственный комитет. На месте же нынешней первой школы были развалины после войны, воронки. Там мы на лыжах катались.
После семи классов поступил в железнодорожное училище в Минске. Два года учился, затем работал в вагонном депо в Барановичах. Тогда вагоны были грязные, тормоза плохие. Мы тормоза ремонтировали. Тяжёлая была работа.
Поэтому, как только призвали в армию, с удовольствием туда пошёл. Служил в полку связи в Бобруйске, в крепости, был телеграфистом.
В Бобруйске легендарная крепость. Почему-то туда мало люди на экскурсию ездят. А ведь есть на что посмотреть. Даже Наполеон в своё время не взял эту крепость.
После армии вернулся в Лунинец. Устроился в спортивно-технический клуб, который создал Адам Пилевич. Он создал и мотобольную команду. Это человек, который очень много сделал для Лунинца. И вообще в жизни мне встречались люди, у которых было чему поучиться.
Проводили соревнования по району. Это было непросто. К примеру, в Богдановку автобус доезжал только до деревни. Дальше надо было идти по болоту. И в некоторые другие отдалённые деревни автобус на ночь ходил. Потому что нельзя доехать было. И выталкивать автобус людям приходилось.
Год поработал и женился. Жена, Зинаида Андреевна, тоже из Лунинца. Познакомились с ней на танцах. Танцплощадка тогда была хорошая, где сейчас стадион «Полесье». Столько там сирени росло, было очень красиво. И в железнодорожном клубе танцы хорошие были. В ноябре поженились. 7-го был выходной, не расписывали. Поэтому расписались 5-го, а свадьбу делали 7-го. Два дня гуляли.
Жена тогда поваром работала в железнодорожном ресторане. Это был на то время единственный ресторан в городе.
Вскоре устроился в депо. Приняли кочегаром. Работал на пассажирских поездах. Ездили на Барановичи, Калинковичи, Брест.
Потом окончил курсы помощника машиниста тепловоза в Гомеле. Курсы окончил, а тепловозов-то ещё не было. Поэтому работали и дальше на паровозах. Работать нравилось, проблем никаких не было.
Далее были курсы машиниста паровоза и тепловоза. К тому времени уже и тепловозы появились. Бывало, на Барановичи едешь на паровозе, а обратно – на тепловозе. Поездил на грузовых составах, затем повысил классность, перешёл на пассажирские. На них и работал уже до пенсии, до 1999 года.
А ещё я – судья национальной категории. Мне было легко вникнуть в судейское дело. Сначала получил первую категорию, потом республиканскую в центральном совете ДОССАФ. Судил Чемпионат Союза. Это брат меня привлёк, Борис, он и сейчас в ДОСААФе работает. По Союзу летал, нигде не сорвал игры. Во многих городах побывал.
Бывало, с тепловоза выйдешь, садишься в другой поезд, затем в самолёт и – на игры. Благо, руководство шло навстречу. Был Всесоюзный календарь игр, мы летали на сборы, и уже там определялось, кто какую игру будет судить.
Сейчас же в судьи молодёжь идти не хочет. Мне 75 лет уже, а я ещё сужу игры. Наверное, не идут потому, что мотобол – спорт травмоопасный, да и обеспечение слабое.
Состою в ветеранской организации работников физкультуры и спорта области. Мы встречаемся, общаемся, различные мероприятия проходят.
Ещё играю в бильярд. Научился в милиции (смеётся собеседник. – Ред.). Ещё пацаном был, а в милиции в красном уголке бильярдный стол стоял. Там и научился. Профессионалом не стал, но призовые места занимал. И сейчас среди ветеранов депо соревнования организовываю.
Когда работал, тир оборудовал в депо. У меня стреляли все. Столько кубков навезли с соревнований!
Сейчас депо наше не узнать. Везде чисто, культурно. Музей замечательный есть.
Что касается судейства, то стремился всегда так отсудить, чтобы с трибун плохих слов не кричали.
Жена меня всегда поддерживала. Форма всегда была чистенькая, аккуратная. Следила, чтобы выглядел хорошо.
Так что скучать некогда. Гараж есть, машина, – всегда нахожу, чем заняться. Вот скоро подведение итогов года по мотоболу будет, в Минск поедем.
А Зинаида Андреевна о себе и жизни говорит кратко:
– Работала организатором розничной торговли в «Союзпечати». Отпускала газеты, журналы. К работе относилась ответственно, нравилась она мне. Поэтому, наверное, и проработала там до пенсии.
Делаю зарядку ежедневно лет сорок. С мужем хожу на футбол. То завтрак, то обед, то ужин – всё время в движении.
Вместе с Сергеем Ивановичем мы уже 52 года. В чём секрет семейного счастья? Надо заботиться друг о друге и уметь прощать. Вот и всё.