23 ноября 2024, суббота07:34

Выборы

Страсти вокруг Конституции. Лукашенко взялся гасить идею Бабарико

27 июня 2020, 9:48

Официальный лидер упрекнул «альтернативщиков» в том, что они хотят повести страну назад…

Сегодня в Солигорске Александр Лукашенко заговорил про обновление Конституции. Пообещал: «Мы ее сделаем за два года». Понятно, что это ответка на инициативу основного политического противника Виктора Бабарико. Тот предложил референдум о возвращении к Конституции 1994 года.

Обычно самого Лукашенко критикуют за консерватизм, желание удержать страну в реалиях вчерашнего дня. А тут вот действующий президент получил зацепку, чтобы отплатить той же монетой.

В Солигорске он заявил, что возвращение к Конституции образца 1994 года — это движение назад. Подчеркнул, что 1990-е годы были не лучшими в жизни страны.

Новая страшилка: возврат в лихие 90-е

«Я не хочу возврата к этим временам, не хочу, чтобы вы туда возвращались, как бы тут некоторые “альтернативные” ни предлагали: “Нам надо вернуться в 1994 год и вернуть ту Конституцию”. Может, кому-то хочется вернуть — пусть вернут, только не надо говорить о реформе и движении вперед, если мы народ ведем назад», — сказал Лукашенко, общаясь с трудовым коллективом предприятия «Белкалий-Мигао».

Здесь явно подменяются понятия. Это попытка играть на воспоминаниях работяг о действительно тяжелом в бытовом плане времени постсоветского развала. Но ни Бабарико, ни другие оппозиционеры не предлагают вернуть страну в суровые экономические реалии 1994 года. Речь идет о реконструкции более демократической, сбалансированной системы власти, которая была сломана.

Штаб Бабарико, объявив сбор инициативной группы для проведения референдума, заявил: «Мы предлагаем гражданам Беларуси вернуть себе чувство собственного достоинства и уважения, а также вернуть право самим решать свою судьбу и судьбу своей страны».

Сам Бабарико в видеообращении, записанном до ареста, подчеркнул, что следует «взять за образец Конституцию 1994 года, где уже было предусмотрено и ограничение президентских сроков, и разделение настоящее наших трех ветвей власти».

Вот они, ключевые вещи: ограничение президентских сроков и разделение властей. Лукашенко же, получив президентское кресло, на референдуме 1996 года резко перетянул на себя властные полномочия, потом разогнал Верховный Совет, который был более-менее похож на настоящий парламент, а взамен сформировал покорное Национальное собрание. Затем на референдуме 2004 года было снято ограничение на число президентских сроков.

И понятно, что от этих своих завоеваний архитектору нынешней системы отказываться совсем не с руки.

Как глушат «альтернативщиков»

Перекройка Конституции помогла первому президенту создать жесткий авторитарный режим и фактически заблокировать смену властных элит через выборы. Сегодня в Солигорске Лукашенко снова костерил «майданутых». Но оппозиционеры зовут народ на уличные протесты именно потому, что через избирательную урну эту власть сменить невозможно. Подсчет голосов абсолютно непрозрачен.

Вот и в нынешней кампании вертикаль сформировала избирательные комиссии почти сплошь из своих людей. В участковые избиркомы включено всего шесть из 539 выдвигавшихся представителей оппозиционных партий. Из 212 представителей Объединенной гражданской партии не включили ни одного. Отказано и почти всем из более чем 3500 участников инициативы «Честные люди».

Короче, с подсчетом голосов все схвачено. Однако власть, увидев, как ломанулся народ подписываться за тех самых «альтернативщиков», о которых так брезгливо говорит официальный лидер, решила подстраховаться железно. И было начато банальное, но эффективное винтилово.

Арестован умело разогревавший улицу блогер Сергей Тихановский, против него завели аж два уголовных дела. Сейчас началась настоящая охота на его соратников и единомышленников, против них тоже возбуждаются административные и уголовные дела. За решеткой оказались блогеры Сергей Петрухин, Александр Кабанов, Владимир НеронскийВладимир Цыганович, Игорь Лосик. Все они в представлении властей — опасные смутьяны.

За решеткой и Бабарико-старший вместе с сыном Эдуардом. Из политических противников официального лидера сейчас усиленно лепят банальных уголовников.

По сути, на удержание власти Лукашенко, который открытым текстом заявил, что страну не отдаст, работает весь государственный аппарат. И такая монополизация власти стала возможна во многом именно за счет деформации Основного закона, подгонки его под интересы бессменного президента.

Для чего действующему президенту менять Основной закон?

Разговорами же о необходимости обновить Конституцию Лукашенко старается создать впечатление, что он не совсем уж законсервировался и сам думает о переменах. Хотя, скорее, думает о том, как надежно обеспечить транзит власти.

Инициатива Бабарико вынудила Лукашенко обрисовать сегодня сроки работы над обновленным вариантом Основного закона: два года. Но не факт, что дедлайн будет выдержан.

А вот в конкретику предполагаемых изменений президент по-прежнему не вдается. Заявил только, что «до принятия Конституции мы вообще много сделаем в плане передачи полномочий вниз — до председателей райисполкомов, губернатора».

На самом деле более вероятно, что местная вертикаль будет нагружена дополнительной ответственностью, а у президента появится больше возможностей разыгрывать спектакль про мудрого царя и нерадивых бояр. И уж совсем вряд ли гражданам дадут право избирать локальных начальников, как на гнилом Западе с его местным самоуправлением. А это означает, что вертикальщики будут по-прежнему смотреть в рот главному начальнику и всячески стараться угодить ему, а не народу.

Шахматы доской по голове

Но самое главное для Лукашенко в нынешней катавасии вокруг Конституции — не содержание тех или иных ее статей, а вопрос, кто в доме хозяин.

Бабарико своим проектом хочет обеспечить мобилизацию актива (в инициативную группу по проведению конституционного референдума только за первые три дня записалось более 12 тысяч человек), остаться игроком на политическом поле, даже если не будет зарегистрирован кандидатом в президенты.

Лукашенко же исповедует концепцию, гласящую, что в стране должен быть только один политик. Поэтому у Бабарико будут последовательно выбивать почву из-под ног.

Оппозиция не раз пыталась инициировать референдумы, но неизменно пролетала как фанера над Парижем. Конечно, сторонники Бабарико, за неполный месяц собравшие почти 435 тысяч подписей за его выдвижение кандидатом в президенты, вполне способны собрать и требуемые законом 450 тысяч подписей за проведение референдума.

Но саму инициативную группу могут элементарно не зарегистрировать, как не регистрируют с 2000 года ни одну новую политическую партию, проявляя неисчерпаемый креатив по части формальных придирок.

Документы, представленные инициативной группой, и вопрос, предлагаемый на референдум, Центризбирком направляет на заключение в Минюст и Генпрокуратуру. Как отмечает бывший судья Конституционного суда Михаил Пастухов, закон на этот счет настолько усложнен, что «идея с проведением референдума по возращению Конституции 1994 года в рамках действующей системы власти не имеет перспектив».

Лукашенко фактически подтвердил это, отреагировав в Солигорске на инициативу Бабарико. Власть будет ее гасить, используя предусмотрительно составленный закон. Будет сделано все, чтобы экс-банкир независимо от исхода заведенного против него уголовного дела не получил возможности закрепиться в политике, создать плацдарм на перспективу.

Так что Бабарико и его сторонникам придется помозговать над другими ходами в этой партии. Хотя какая тут партия, когда просто бьют доской по голове.


Фото использовано в качестве иллюстрации media-polesye.com
Скриншот видео в инстаграме
Степан Постоялко. На заднем фоне Ирина Абельская и Коля Лукашенко. Коллаж «НН»
Иллюстрация media-polesye.com
Фото: kayseriilkhaber.com
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: pixabay.com
Фото: Shutterstock
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: naviny.media