«С 1994 года в стране не было свободных и справедливых выборов. Попытки добиться прогресса в их проведении во время президентских и парламентских выборов в 2015 и 2016 годах оказались недостаточными. Ключевые секторы белорусской экономики все еще находятся под контролем государства, ни одна новая политическая партия не была зарегистрирована с 2000 года, были применены новые способы преследования или даже тюремного заключения оппозиции», — сказано в документе.
Евродепутаты призвали Беларусь прекратить такую практику и заявили о приверженности Европарламента поддержать продемократические устремления граждан страны. Депутаты обратились к Европейской службе внешних действий и Еврокомиссии с призывом и далее поддерживать белорусские организации гражданского общества в Беларуси и за ее пределами.
Депутаты вновь призвали Беларусь «присоединиться к глобальному мораторию на смертную казнь в качестве первого шага на пути к постоянной отмене». В Европарламенте отметили, что Верховный суд Беларуси в этом году оставил в силе четыре смертных приговора.
В мае 2016 был расстрелян житель Речицы Сергей Иванов за жестокое убийство девушки. Сейчас в «камере смертников» находятся четыре человека: Иван Кулеш (признан виновным в убийстве трех человек), Геннадий Яковицкий (за жестокое убийство сожительницы), Сергей Хмелевский (признан виновным в убийстве трех человек). В октябре Верховный суд Беларуси также оставил в силе смертный приговор гомельчанину Сергею Острикову (за изнасилование и убийство двух женщин).
Евродепутаты также обеспокоены тем, насколько безопасны строительные работы на белорусской АЭС в Островце. Они призывают к международному контролю за ходом строительства, чтобы подтвердить соответствие объекта нормам ядерной безопасности и окружающей среды.
Белорусская АЭС строится в 18 км от Островца (Гродненская область) и 50 км от столицы Литвы. БелАЭС будет состоять из двух энергоблоков суммарной мощностью до 2400 (2×1200) МВт.
Напомним, 10 июля нынешнего года на строительной площадке будущей станции во время перемещения корпус реактора для БелАЭС проскользнул по стропам и соприкоснулся с землей из-за того, что строители нарушили инструкцию по строповке грузов. По данным «Росатома», нештатная ситуация не повредила корпус. Через месяц Беларусь приняла решение заменить корпус реактора. В «Росатоме» с позицией Минска согласились, дав понять, что считают причиной замены не соображения безопасности, а общественное мнение. Белорусская сторона настаивала: заменить корпус решено после анализа комплекта документов специалистами, пришедшими к выводу, что подтвердить безопасность корпуса невозможно.