Нацбанк: наши приоритеты неизменны
Инфляция по итогам февраля достигла в годовом выражении 8,7%, и это максимальное значение за последние годы. Министерство антимонопольного регулирования и торговли на прошлой неделе заявило, что ускорение цен вызвано ростом стоимости импортных продуктов питания, а также лекарств в связи с отменой налоговых льгот для поставщиков этой продукции.
Однако, несмотря на ускорение инфляции, Нацбанк не стал повышать ставку рефинансирования (текущее значение — 7,75% годовых), что вызвало негативную реакцию у некоторых наблюдателей, которые усмотрели в этом решении Нацбанка лоббирование интересов иных госорганов.
Кстати, в обосновании к Основным направлениям денежно-кредитной политики на 2021 год, которое готовил в прошлом году Нацбанк, строилось предположение, что к концу 2021-го ставка рефинансирования может находиться в диапазоне 7,75-8,25% годовых.
Однако в Нацбанке корреспонденту БелаПАН в минувшую пятницу пояснили, что это была расчетная величина, которая выводилась «под определенный сценарий, то есть под конкретные предположения относительно внешних и внутренних условий».
Таргетировать какое-то конкретное значение ставки рефинансирования центральный банк в 2021 году не планирует.
«Ставка рефинансирования является инструментом монетарной политики и используется для достижения основной цели деятельности Нацбанка — обеспечения ценовой стабильности. Поэтому Нацбанк не ставит себе цели в части будущего уровня ставки рефинансирования», — заявили БелаПАН в центральном банке.
Ценовая и финансовая стабильность, подчеркивает регулятор, — неизменные и постоянные приоритеты политики Нацбанка не только в 2021 году, но и на протяжении всей пятилетки.
«Основные усилия Национального банка будут сконцентрированы на удержании инфляции вблизи 5% годовых. Именно такой целевой параметр по росту цен, на наш взгляд, является оптимальным в ближайшие годы для белорусской экономики. С одной стороны, он отражает ценовые условия, которые сохраняют возможности для положительного экономического роста, с другой стороны — не создают макроэкономические дисбалансы», — считают в Нацбанке.
Не собирается менять свои подходы центральный банк и на валютном рынке.
«Допускается проведение валютных интервенций для сглаживания резких колебаний курса белорусского рубля, формирующих угрозу для финансовой стабильности. Кроме того, возможна покупка валюты для пополнения золотовалютных резервов в случае, когда на рынке складывается устойчивое чистое предложение иностранной валюты. Менять данные подходы мы не планируем», — заявили БелаПАН в Нацбанке.
Согласно оценкам центрального банка, сейчас обменный курс белорусского рубля остается вблизи своего равновесного уровня, а «спрос и предложение на внутреннем валютном рынке — в целом сбалансированными. Если экономика не столкнется с непредвиденными вызовами, то такая ситуация сохранится и в ближайшее время».
Стоит ли паниковать?
Столкнется ли белорусская экономика с упомянутыми непредвиденными вызовами? Сможет ли Нацбанк удержать ценовую и финансовую стабильность? Удастся ли центральному банку сохранить доверие к своей политике?
Пятничное резонансное решение Нацбанка — сохранить ставку рефинансирования без изменений на фоне ускорения инфляции — породило разные мнения в кругах экономистов.
Одним показалось, что решение Нацбанка продиктовано его стремлением угодить другим госорганам, которые добиваются максимально низких ставок по директивным кредитам для госсектора.
«Нам демонстрируют окончательную потерю Нацбанком самостоятельности в принятии монетарных решений. Это может привести к снижению доверия со стороны экономических агентов к центральному банку. Такой поворот событий может стать причиной ускорения инфляционных процессов и давления на курс белорусского рубля», — заявил в комментарии для БелаПАН старший аналитик «Альпари Евразия» Вадим Иосуб.
В то же время другие экономисты полагают, что «пока паниковать рано», и решение Нацбанка сохранить ставку рефинансирования на фоне ускорения инфляции может не иметь серьезных негативных последствий.
Поведение Нацбанка, который пытается при принятии решений учитывать интересы иных госорганов, ожидаемо, отметил в комментарии для БелаПАН старший научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC Лев Львовский.
«Странно было бы надеяться, что, когда правительство в авральном и в ручном режиме управляет экономикой, Нацбанк останется независимым от всего происходящего. В белорусской экономике сейчас наблюдается военная мобилизация, и ожидать, что Нацбанк будет полностью независимым от действий других госорганов, не приходится», — отметил Львовский.
Директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик в комментарии для БелаПАН напомнил, что с августа прошлого года, когда в стране возникла политическая и экономическая напряженность, рыночные ставки на денежном рынке (по кредитам, депозитам) стали существенно отличаться от ставки рефинансирования.
«Сейчас учетная ставка центробанка касается в основном ставок по кредитам госпредпориятиям, которые привязаны к ставке рефинансирования, и бюджета, который компенсирует процентные расходы некоторых госпредприятий. Поэтому изменение ставки рефинансирования может быть важно для госсектора и для бюджета, однако ставка рефинансирования сейчас не оказывает определяющего влияния на уровень рыночных ставок в экономике. Финансовый рынок сейчас не ориентирован на ставку рефинансирования», — подчеркнул Чубрик.
Поэтому, считает он, сильно переживать по поводу того, что инфляция в Беларуси обогнала ставку рефинансирования, которая сейчас не отражает рыночную стоимость денег, не стоит.
«Вот если Нацбанк станет каждый месяц размещать шестимесячные кредитные ресурсы среди банков по нерыночным ставкам (в данном случае, близким к ставке рефинансирования), тогда стоит волноваться за ценовую и финансовую стабильность, а пока рано утверждать, что политика Нацбанка создает угрозы для финансовой стабильности», — считает Чубрик.
Эксперты: открытость Нацбанка крайне важна
Вместе с тем эксперты отмечают, что ситуация в стране развивается не лучшим образом для Национального банка, который ответственен за финансовую стабильность.
«Последние пять лет Беларуси удавалось и профицит накапливать в бюджете, и золотовалютные резервы увеличивать, и доверие к действиям экономических властей повышалось. Все эти достижения сейчас могут быть утрачены, и связано это в основном с политическим кризисом, который провоцирует противостояние между властью и экономическими агентами», — отметил старший научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC Лев Львовский.
Схожее мнение высказывают и другие экономисты.
«Динамика и ситуация на валютном рынке сейчас очень сильно зависят от ожиданий экономических агентов — предприятий и населения. В этом смысле Нацбанку тяжело придется, поскольку ожидания — и инфляционные, и девальвационные — довольно высокие. И мягкая денежно-кредитная политика, если власти решат “заливать” экономику рублями, сейчас быстро может дестабилизировать ситуацию на финансовом рынке, поэтому этого делать нельзя», — убежден Чубрик.
По мнению экономистов, чтобы планы Нацбанка по удержанию ценовой и финансовой стабильности удалось выполнить, регулятору нужно проводить открытую информационную политику, снижая тем самым степень неопределенности для предприятий и населения.
После пятничного заявления об отмене запланированных заседаний правления (по теме ставки рефинансирования) и связанных с ними пресс-брифингов сложилось впечатление, что Нацбанк пока не хочет встречаться с журналистами, экспертами и отвечать на вопросы, говорит Львовский.
«Вместе с тем, коммуникации очень важны, чтобы экономические агенты понимали, какие цели центральный банк хочет достичь и какие меры будет предпринимать. Ведь ожидаемая инфляция сильно влияет на поведение экономических агентов и, в частности, на будущую инфляцию», — подчеркивает Лев Львовский.
Открытость Национального банка крайне важна, соглашается Чубрик.
«Возможно, Нацбанку стоит сейчас делать пресс-брифинги не по случаю рассмотрения вопроса о ставке рефинансирования (которая мало влияет на финансовый рынок), а организовывать пресс-брифинги каждый месяц в связи с проведением шестимесячных кредитных аукционов среди банков. Ведь ставки там будут своего рода аналогом ставки рефинансирования», — отмечает Чубрик.
По его мнению, от коммуникаций центральному банку отказываться нельзя. «Если Нацбанк будет воздерживаться от коммуникаций с обществом, ожидания экономических агентов будут формироваться исходя из худших предположений», — резюмировал Чубрик.