Один из тех, кто долгое время проработал в пожарной службе, – Василий Игнатьевич Прус, который много раз спасал оказавшихся в горящем доме людей. В свой 81 год бывший пожарник чувствует себя хорошо. Буквально осенью вместе с женой решили распрощаться с домашним хозяйством: продали корову, лошадь, свели остальную живность. «Тяжело уже стало, – признаются супруги. – Силы уже не те, да и здоровье время от времени подводит».
О службе в пожарной Василий Игнатьевич вспоминает охотно: за 32 года (с1960 по 1992 год), которые он проработал пожарником, повидал многое. И хорошее, и плохое. В первый год службы, спустя месяц, в его трудовой книжке появилась первая запись благодарности. Всего таких записей у него девятнадцать. А узнал он о них только тогда, когда уходил на пенсию и взял в руки свою трудовую книжку. Вот так и прочитал.
– Василий Игнатьевич, как Вы стали пожарным?
– Родился и вырос в Столине, работал на мебельной фабрике шесть лет. Может, работал бы там и дальше, но в нашем столярном цеху начали краситьмебель. Голова стала болеть до невозможности. В пожарной тогда работали через двое суток на третьи. Вот и пошёл туда, как только в пожарной добавился ещё один караул. Думал, пока дома буду находиться,смогу столярными работами заниматься. В начале службы для учёбы отправлен на годичные курсы.
В то время сообщения о пожаре по телефону дежурные не принимали (просто не было средств связи), а поднимались на наблюдательную вышку и пристально просматривали местность. В будние дни на вышке находились по шесть часов подряд, в выходные – по восемь часов.
– Работа пожарного лёгкой не была никогда. Вспомните некоторые моменты из Вашей службы.
– Как-то, находясь на вышке в Столине, я заметил вдали дым и сразу подал звонок. Выскочил начальник караула, быстро среагировал на сообщение и загоревшемуся сараю не дали сгореть.
В деревне Альпень горели два магазина: продовольственный и промышленный. Больше тридцати пяти километров проехали мы со Столина. Приезжаем. Видим: стоят две машины и местные пожарные на крышу воду льют.Меня это поразило. Как так? Я кричу: «Лестницу!» По лестнице забираюсь внутрь помещения. Позбивалтам всё шлангом. Бросился к другому магазину. Стоят там два пожарных со стволами на плечах и мне говорят: «Потуши и это». Так я им сразу сказал, чтобы уходили с пожарной службы. Зачем нужны такие спасатели? Притушил огонь во втором магазине. Но, чтобы убедиться, что огня внутри помещения нет, нужно попасть в него. Делать это надо очень быстро. Я ставлю своего бойца на дверь, милиционер бежит за продавцом. В это время проверяю помещение внутри, ощупываю стены, убеждаюсь, что угрозы нового возгорания нет.
– Василий Игнатьевич, в какое время суток пожары случались чаще всего?
– В разное время. Чаще пожары случались ночью. Тушили и строения, тушили и лес.
– Горящий лес тушить тяжело?
– Тут надо знать, как тушить. Был такой случай: горел лес вблизи Теребежова. Через лес шла просёлочная дорожка. По одну сторону этой дорожки нас выстроили. Чуть дальше – канава, а за канавой сено. Огонь перенесся через дорожку. По рации передали в Теребежовское лесничество. Потушили тогда. Пока не потушишь, то и не уедешь.
– Часто доводилось спасать людей из горящих помещений?
– Конечно, доводилось. Как-то на пожаре в Глинке из дома вытянул двоих детей. К счастью, живых. Никто из местного населения не шёл в дом, пока мы не приехали. А они спрятались, уже не помню, то ли под кровать или под стул.Испуганных я там их и нашёл.
Ещё был случай в Кострове. Пьяный сын выгнал родителей из дома. В доме случился пожар. Огонь мы потушили. Но нам сказали, что внутри, скорее всего, есть человек. Я – туда. Ищу. Где же он, этот сын? Забежал в дом, наступил, как мне тогда показалось, на палку. Но это была нога погибшего в пожаре. Всякое доводилось видеть.
– Василий Игнатьевич, страшно бороться с огнём?
– С моей натурой мне было не страшно. Я забывал обо всём. Никаких мыслей. Видел огонь, дым, знал, что надо его погасить. Вот так.
– Получали во время тушения пожаров ожоги, увечья?
– Ожоги не получал. Ко всему ведь надо со знанием подходить. Особенно к тушению пожара. А если не знаешь, что делать в той или иной ситуации, то и непременно пострадаешь.
– Каким должен быть настоящий пожарный, спасатель?
– Конечно, смелым, отважным. Когда ты действительно борешься с огнём, побеждаешь его, то и люди о тебе хорошо говорят, с благодарностью вспоминают. Всё надо делать по совести, по правилам.
– Спасибо, Василий Игнатьевич, за беседу! Здоровья Вам и радости!
P.S.
28 августа Василий Игнатьевич и Мария Владимировна Прус отметят 55-летие совместной жизни. Молодой специалист прибыла на работу по направлению с Гродненщины в Столин. А познакомились они на танцах: Василий Игнатьевич там в шашки(!) играл, вот и приглянулся. У них три сына: Александр, Николай и Геннадий. Два внука, Дмитрий и Егор,росли и воспитывались в доме у дедушки и бабушки. Дмитрий закончил Новороссийскую архитектурную академию и живёт сейчас в Новосибирске, а Егор учится в Белорусском радиотехническом университете. Дедушка с бабушкой с радостью ждут каждого их приезда в гости.