Такое мнение высказал замминистра иностранных дел Юрий Амбразевич на «Пекинском форуме по правам человека 2022». Текст его выступления опубликован на сайте МИД.
«Страны, которые причисляют себя к либеральным демократиям уверяют, что именно их взгляд на права человека является единственно верным, и именно такие подходы предопределили их успех в развитии. Более того, они утверждают, что нарушения прав человека, в их понимании, сдерживают развитие и делают невозможным достижение Целей Устойчивого Развития. Дебаты о том, справедливы ли претензии либеральных демократий на финальную истину, идут давно, и Беларусь является страной, которая отстаивает собственную точку зрения, не оспаривая при этом ценность концепции прав человека как таковой», – заявил Амбразевич.
Белорусская сторона считает, что права человека имеют смысл только если обеспечено главное право человека – право на достойную жизнь без страданий.
«Как только человек рождается, он тут же становится членом общества. Его права уже не зависят только от него самого. Они встроены в сложную общественную структуру, в которой через создаваемые обществом государственные институты поддерживается равновесие между свойственными человеческой природе эгоизмом и физическими различиями, с одной стороны, и пониманием общего блага, свойственным этому конкретному обществу, с другой», – заявил замглава белорусского МИД.
Путем логическим умозаключений Амбразевич приходит к выводу, что общественное благо – это принятые обществом ограничения на индивидуальные интересы, и чем больше человек живет, тем больше проявляются ограничения, накладываемые обществом. При этом общество в лице государственных институтов можно считать гарантом реализации прав человека.
«В сущности, любое общество с государственной организацией, будь то в виде либеральной демократии или абсолютной монархии, стремится обеспечить защиту прав и свобод человека, поскольку оно заинтересовано в развитии каждой личности, в задействовании его творческой энергии, в поддержании общества в стабильном и бесконфликтном состоянии, в устойчивом росте коллективного благосостояния через суммирование индивидуальных историй успеха. Одновременно любое государство априори является структурой, порожденной обществом с целью поддерживать доминирующее понятие об общественном благе, в том числе путем насилия. Государственное регулирование индивидуальных и общественных интересов, если необходимо и под принуждением, ежедневно осуществляется во всех странах без исключения», – считает Амбразевич.
В МИД Беларуси заявляют, что попытка универсализировать концепцию прав человека через создание международных договоров фактически провалилась, поэтому невозможно найти консенсус об идеальном международном стандарте выполнения концепции прав человека.
Беларусь считает, что невозможно создать универсального международного арбитра для определения уровня соответствия того или иного государства международным документам в сфере прав человека.
«Эти выводы доказывают, что претензии так называемых либеральных демократий, а также проплаченных ими международных структур на монополию оценок в отношении действий конкретных государств в сфере прав человека не обоснованы, а их оценки субъективны», – заявил Амбразевич.
Представитель белорусского МИД считает, что концепция прав человека может применяться в конкретной стране с учетом ее особенностей, а международное сотрудничество в сфере прав человека должно быть направлено на совершенствование национальных практик.
«К сожалению, в современных международных отношениях тема прав человека служит основой для экономических санкций и даже гибридных войн. Международное измерение концепции прав человека не только не способствует глобальному достижению ЦУР, но и напротив реально тормозит его. Соответственно предлагается в дальнейшем вести речь о десакрализации концепции прав человека в международных отношениях как утопии, не поддающейся реализации на практике», – предлагает МИД Беларуси.