Об этом сообщила вечером в среду замглавы Администрации президента Ольга Чуприс в эфире «Беларусь 1».
Имена помилованных не названы. И не все из них смогут теперь вернуться домой.
«В отношении всех лиц, помилованных по указу, применялись две таких категории, как помилование условно и помилование с заменой наказания на более мягкое», — сказала Чуприс. Она пояснила, что большинство помилованных освобождено, но некоторым лишение свободы заменено на направление в исправительное учреждение открытого типа — «химию».
Чуприс рассказала, что Лукашенко получил от Юрия Воскресенского список из 100 человек, предлагаемых к помилованию, его отправили для анализа в Администрацию президента. Оказалось, что в списке не были в полной мере соблюдены критерии и основания для помилования.
«Около четверти лиц еще не имели приговоров, вступивших в законную силу, либо вообще не имели приговоров. 17 человек являются злостными нарушителями режима отбывания наказания — это свидетельствует о том, что они не встали на путь исправления. Более десятка лиц совершили преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков или оружия, либо коррупционные преступления. Порядка шести человек были ранее судимы или совершили преступление во время отбывания наказания. Были и те, кто отказался писать прошение о помиловании по тем или иным причинам. Соответственно, комиссией рассматривался значительно более узкий круг лиц, чем те, о которых шла речь на «Большом разговоре», — сказала Чуприс.
Большинство тех, кто был помилован, совершили «преступления в интернете» и искренне раскаялись, сказала чиновница. Некоторые были осуждены по статьям о хулиганстве и массовых беспорядках. У девяти из 13 человек имеются несовершеннолетние дети. Все помилованные возместили ущерб, который вменялся им по уголовным делам. У каждого помилованного есть те, кто за него поручился, у некоторых по несколько человек, также за некоторых ходатайствовали трудовые коллективы.
На вопрос о том, будут ли приняты какие-то решения по «второму и третьему спискам» Воскресенского, Чуприс сказала, что дело не в списках, помилование — это «сугубо индивидуальный институт», по каждому случаю проводится полная проверка личности осужденного и всех обстоятельств.
«И важно не куда-то попасть, чтобы кто-то походатайствовал за тебя, хотя это тоже имеет значение. Важно, чтобы сам гражданин искренне раскаялся и написал прошение на имя президента о помиловании. Без этого ничего не будет. И наконец, институт помилования — это институт, который принадлежит непосредственно президенту, право помилования — это его исключительное конституционное право», — подчеркнула Чуприс.