Рыцарский клуб – для настоящих мужчин
Ещё в школе у Алексея проявился интерес к истории:
– Принимал участие в различных городских исторических конкурсах, много путешествовал по различным городам, где есть замковые комплексы, памятники архитектуры.
Далее был исторический клуб реконструкции «Радагаст», который в 1998 году создали на базе Пинского ГДК. Через него прошло несколько десятков пинчан. Люди конкретно занимались исторической реконструкцией. Целью было воссоздать комплекс вооружения воина определённого столетия и участвовать в различных турнирах.
– Пинчане ездили на рыцарские состязания по всей Беларуси, где сражались в личных и групповых поединках, участвовали в соревнованиях лучников и были далеко не худшими в стране, – рассказывает наш герой.
Затем Ноздрин окончил истфак Гродненского госуниверситета, работал журналистом на Пинской телекомпании, ездил на российские стройки и ковал железо.
Первые шаги в кузнечном деле
– К кузнечному делу я пришёл из реконструкции, – рассказывает Алексей. – В те времена у нас было много желания, но мало денег, поэтому, много чего старались делать своими руками. Мечи тогда делать не могли, поэтому покупали их или выменивали у других рыцарских клубов. Сами делали щиты, какие-то элементы защиты.
Алексей первым сумел сделать шлем, пинские шлемы стали славиться на всю страну:
– Интернет в те времена был слабо распространён. Чтобы посмотреть что-либо в сети, надо было идти на почту и платить бешеные деньги за час интернета. Поэтому всё делали методом проб и ошибок, самостоятельно искали выкройки и литературу.
В основном пинские реконструкторы учились кузнечному ремеслу на мастер-классах и семинарах, которые проходили в Минске. Столичные клубы в этом плане были впереди всех. В Минске и на различных фестивалях реконструкторы показывали свои изделия, объясняли технологию обработки металла. Было очень интересно, так как практику и живое общение ничем не заменишь.
– С металлом нужна практика, чистая теория не поможет, – считает наш собеседник. – Металл раскалился, ты его гнёшь, придаёшь форму, чувствуешь его пластичность – только так можно научиться ремеслу.
На «Грюнвальдской битве»
Пиком реконструкторской деятельности Алексея было участие в праздновании 600-летия Грюнвальдской битвы в Польше:
– В составе белорусской делегации нас было около 200 бойцов. Из Пинска – один я.
Чтобы принять участие в праздновании, необходимо было иметь доспех, соответствующий той эпохе. Доспех должен был иметь необходимую степень защиты. Также следовало подготовиться для жизни в рыцарском лагере.
Алексей выполнил все условия организаторов и был единственным пинчанином на праздновании славной битвы средневековья.
Реконструкция как увлечение. Кузнечное ремесло начало кормить
– Реконструкция – это увлечение, – рассказывает кузнец. – Но нет сейчас единомышленников и клуба нет.
Изготавливая доспехи, Алексей постиг секреты ковальского мастерства. Оказалось, что технология обработки металла одинаковая как для доспеха, так и для любого другого кованого изделия.
Пинчанин участвовал в различных выставках, фестивалях со своими изделиями. И совмещал своё хобби с вахтами на стройках в России.
– Постепенно стал отдалятся от реконструкции и начал больше делать изделий, применимых в обычной жизни, – продолжает Алексей Ноздрин. Например, вывески, почтовые ящики, сувениры, цветы из металла. Начали появляться заказы, и вот уже 6 месяцев как со стройкой я «завязал» и сосредоточился на кузне.
Кузнечные традиции
Алексей планирует сделать передвижной горн на мехах:
– Хочу подсмотреть, как он устроен в музее белорусского Полесья.
Механизмы ускоряют процесс и упрощают работу. Но традиции стоит возрождать, чтобы люди знали, как всё это делалось. Это раскалённый уголь, металл, молот и наковальня.
Пинский коваль считает, что кузнецы издревле работали на Полесье:
– Знаменитых Полесских кузнецов, к сожалению, не знаю. Но в книге «Традыцыйнае кавальства в Беларуси» указан Пинск как один из центров кузнечного дела. Здесь в эпоху позднего средневековья ремесленники объединялись в цеха. Со всеми европейскими традициями, атрибутикой, уставом, иерархией.
В городе в те времена наилучшими кузнецами были оружейники. У них были лучшие технологии, лучшая сталь, на них работали лучшие профессионалы. В деревнях ковали делали орудия труда, подковы, замки, завесы. На Полесье на старинных церквях и погостах очень много кованых крестов. Всё это по родственной линии передавалось из поколения в поколение.
«Кавальская майстэрня»
Занимаясь любимым делом, Алексей продолжал участвовать в мероприятиях, которые проводились в столице Полесья и за её пределами. Колоритного кузнеца можно было увидеть на праздновании дней города, фестивалях и вечеринках, в школах на интерактивных уроках.
Активного пинчука заметило руководство Брестского областного центра инновационного и технического творчества и предложило работать у них.
– Несмотря на громкое название, этот центр находится в Пинске рядом с городским парком, – рассказывает Алексей. – Здесь мне выделили помещение под мастерскую, помогают с расходными материалами. Я, в свою очередь, организовал кружок «Кавальская майстэрня» и обучаю своих курсантов кузнечному ремеслу.
Алексей Ноздрин хочет поделиться своими навыками с молодым поколением. В ближайших планах – обучение учеников и участие в конкурсах профессионального мастерства. В России и Прибалтике это движение очень развито, ручной кузнечный труд там очень ценится.
Пинский кузнец не желает навязывать своим курсантам идеи реконструкции воинских доспехов средневековья:
– Хотя, как только люди слышат «Кавальская майстэрня», то сразу же спрашивают об этом. Я хочу, чтобы мои курсанты постигли кузнечное мастерство. Далее каждый сам решит, чем он будет заниматься, делать сувениры или мангал для шашлыков. Возможно, появятся и любители реконструкции. Это дело не одного дня.
Кузнец Алексей Ноздрин приглашает в мастерскую всех желающих:
– Процесс набора непрерывный. Всегда здесь открыты двери, огня и молотков хватит всем. У меня занимается группа школьников, есть студенты колледжей и люди постарше из работающей молодёжи. Приглашаем и женщин. Уверен, что с их приходом почвится много нестандартных кованых сувениров и предметов интерьера.