19 декабря 2025, пятница20:36

Общество

Кузнец Алексей Ноздрин: «Раскалённый уголь, металл, молот и наковальня – с древних времён ничего не изменилось»

3 ноября 2017, 13:00

Пинский кузнец Алексей Ноздрин учился на историка, был реконструктором рыцарских доспехов и оружия, работал тележурналистом, строителем… Сейчас вплотную занялся  любимым ремеслом и открыл «Кавальскую майстэрню» в Пинском Центре творчества. 

Рыцарский клуб – для настоящих мужчин

Ещё в школе у Алексея  проявился интерес к истории:

—  Принимал участие в различных городских исторических конкурсах, много путешествовал по различным городам, где есть замковые комплексы, памятники архитектуры.

Пинский кузнец Алексей Ноздрин

Далее был исторический клуб реконструкции «Радагаст», который в 1998 году создали на базе Пинского ГДК. Через него прошло несколько десятков пинчан. Люди конкретно занимались исторической реконструкцией. Целью было воссоздать комплекс вооружения воина определённого столетия и участвовать в различных турнирах.

— Пинчане ездили на рыцарские состязания по всей Беларуси, где сражались в личных и групповых поединках, участвовали в соревнованиях лучников  и были далеко не худшими в стране, – рассказывает наш герой.

Затем Ноздрин окончил истфак Гродненского госуниверситета, работал журналистом на Пинской телекомпании, ездил на российские стройки и ковал железо.

Сувениры и доспехи, сделанные Алексеем

Первые шаги в кузнечном деле

— К кузнечному делу я пришёл из реконструкции, – рассказывает Алексей. — В те времена у нас было много желания, но мало денег, поэтому, много чего старались делать своими руками. Мечи тогда делать не могли, поэтому покупали их или выменивали у других рыцарских клубов. Сами делали щиты, какие-то элементы защиты.

Алексей первым сумел сделать шлем, пинские шлемы стали славиться на всю страну:

— Интернет в те времена был слабо распространён. Чтобы посмотреть что-либо в сети, надо было идти на почту и платить бешеные деньги за час интернета. Поэтому всё делали методом проб и ошибок, самостоятельно искали выкройки и литературу.

В основном пинские реконструкторы учились кузнечному ремеслу на мастер-классах и семинарах, которые проходили в Минске. Столичные клубы в этом плане были впереди всех. В Минске и на различных фестивалях реконструкторы показывали свои изделия, объясняли технологию обработки металла. Было очень интересно, так как практику и живое общение ничем не заменишь.

— С металлом нужна практика, чистая теория не поможет, — считает наш собеседник. — Металл раскалился, ты его гнёшь, придаёшь форму, чувствуешь его пластичность — только так можно научиться ремеслу.

Алексей создал кружок «Кавальская майстэрня», на занятия к нему приходят парни из пинских колледжей

На «Грюнвальдской битве»

Пиком реконструкторской деятельности Алексея было участие в праздновании 600-летия Грюнвальдской битвы в Польше:

— В составе белорусской делегации нас было около 200 бойцов. Из Пинска — один я.

Чтобы принять участие в праздновании, необходимо было иметь доспех,  соответствующий той эпохе. Доспех должен был иметь необходимую степень защиты. Также следовало подготовиться для жизни в рыцарском  лагере.

Алексей выполнил все условия организаторов и был единственным пинчанином на праздновании славной битвы средневековья.

Металлическая роза

Реконструкция как увлечение. Кузнечное ремесло начало кормить

— Реконструкция — это увлечение, – рассказывает кузнец. — Но нет сейчас единомышленников и клуба нет.

Изготавливая доспехи, Алексей постиг секреты ковальского мастерства. Оказалось, что  технология обработки металла одинаковая как для доспеха, так и для любого другого кованого изделия.

Ученики кузнеца пробуют себя в деле

Пинчанин  участвовал в различных выставках, фестивалях со своими изделиями. И совмещал своё хобби с вахтами на стройках в России.

— Постепенно стал отдалятся от реконструкции и начал больше делать изделий, применимых в обычной жизни, — продолжает Алексей Ноздрин. Например, вывески, почтовые ящики, сувениры, цветы из металла. Начали появляться заказы, и вот уже 6 месяцев как со стройкой я «завязал» и сосредоточился на кузне.

Кузнечные традиции

Алексей планирует сделать передвижной горн на мехах:

— Хочу подсмотреть, как он устроен в музее белорусского Полесья.

Механизмы ускоряют процесс и упрощают работу. Но традиции стоит возрождать, чтобы люди знали, как всё это делалось. Это раскалённый уголь, металл, молот и наковальня.

Подкову, пусть и сувенирную, должен уметь делать любой кузнец

Пинский коваль считает, что кузнецы издревле работали на Полесье:

— Знаменитых Полесских кузнецов, к сожалению, не знаю. Но в книге «Традыцыйнае кавальства в Беларуси» указан Пинск как один из центров кузнечного дела. Здесь в эпоху позднего средневековья ремесленники объединялись в цеха. Со всеми европейскими традициями, атрибутикой, уставом, иерархией.

В городе в те времена наилучшими кузнецами были оружейники. У них  были лучшие технологии, лучшая сталь, на них работали лучшие профессионалы. В деревнях ковали делали орудия труда, подковы, замки, завесы. На Полесье на старинных  церквях и погостах очень много кованых крестов. Всё это по родственной линии передавалось из поколения в поколение.

Ученики с интересом наблюдают, как гнётся раскалённый металл

«Кавальская майстэрня»

Занимаясь любимым делом, Алексей продолжал участвовать в мероприятиях, которые проводились в столице Полесья и за её пределами. Колоритного кузнеца можно было увидеть на праздновании дней города, фестивалях и вечеринках, в школах на интерактивных уроках.

Активного пинчука заметило руководство Брестского областного центра инновационного и технического творчества и предложило работать у них.

— Несмотря на громкое название, этот центр находится в Пинске рядом с городским парком, – рассказывает Алексей. — Здесь мне выделили помещение под мастерскую, помогают с расходными материалами. Я, в свою очередь, организовал кружок «Кавальская майстэрня» и обучаю своих курсантов кузнечному ремеслу.

Каждый мог поучаствовать в ковке сувенира

Алексей Ноздрин хочет поделиться своими навыками с молодым поколением. В ближайших планах — обучение учеников и участие в конкурсах профессионального мастерства. В России и Прибалтике это движение очень развито, ручной кузнечный труд там очень ценится.

Пинский кузнец не желает навязывать своим курсантам  идеи реконструкции воинских доспехов средневековья:

— Хотя, как только люди слышат «Кавальская майстэрня», то сразу же спрашивают об этом. Я хочу, чтобы мои курсанты постигли кузнечное мастерство. Далее каждый сам решит, чем он будет заниматься, делать сувениры или мангал для шашлыков. Возможно, появятся и любители реконструкции. Это дело не одного дня.

Кузнец Алексей Ноздрин приглашает в мастерскую всех желающих:

— Процесс набора непрерывный. Всегда здесь открыты двери, огня и молотков хватит всем. У меня занимается группа школьников, есть студенты колледжей и люди постарше из работающей молодёжи. Приглашаем и женщин. Уверен, что с их приходом почвится много нестандартных кованых сувениров и предметов интерьера.

Такую подкову может сделать каждый, кто побывал на уроках Алексея Ноздрина


Фото с сайта crossroadsoflife.ru