Впервые тему о необходимости внести очередные поправки в Конституцию поднял Александр Лукашенко в 2018 году. К активному обсуждению этой темы Президент вернулся в начале 2020 года во время встречи с Владимиром Путиным, когда обсуждалась дальнейшая судьба Союзного государства. По его словам, необходимо узнать мнение народа, а для этого нужно провести референдум. Также Президент предлагает вынести на всеобщее обсуждение расширение полномочий местных властей и прописать в Конституции новые полномочия Президента, Парламента и правительства.
Свои предложения по изменению Конституции предложил Виктор Бабарико в начале нынешней предвыборной гонки. Он предлагал взять за образец Конституцию 1994 года, в которой было предусмотрено ограничение президентских сроков и разделение трёх ветвей власти.
Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Конституция, законы о внесении в неё изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента.
Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования. Разделы І, ІІ, ІV, VІІІ Конституции могут быть изменены только путем референдума.
Подключились к теме референдума и российские пропагандисты. Известный своими пророссийскими взглядами общественный деятель Андрей Иванов не только предлагает провести всебелорусский референдум, на котором будет решаться дальнейшая судьба Союзного государства, но и начинает сбор подписей за его проведение. В список вопросов планируют внести пункт о признании незаконными Беловежских соглашений 1991 года о ликвидации СССР, т.е. фактически белорусам предлагают отказаться от своей независимости и добровольно вернуться в состав России.
Иванов высказал предположение, что «за» на референдуме выскажется более 90% участников». «100% не будет, потому что у нас есть определенный процент людей, которые тяготеют к Польше или пытаются себя представить литовцами».
Чтобы получить благосклонность и помощь со стороны действующей власти, на всеобщее обсуждение предлагают вынести и поправки в Конституцию, которые ранее анонсировал Лукашенко.
Мы решили узнать, нужно ли вносить поправки в Конституцию? И как отразится каждый из предложенных вариантов на жизни простых беларусов – отмена Беловежских соглашений, принятие новой Конституции на основе текста 1994 года и поправки, предложенные Александром Лукашенко?
Директор исследовательского центра EAST (Варшава) Андрей Елисеев рассказал Медиа-Полесью:
– Высказывания Иванова про референдум – это в настоящее время лишь игра слов в рамках информационного противостояния. Это своеобразный ответ пророссийских сил на идею референдума, выраженную командой Бабарико. Референдум с правовой точки зрения не может содержать формулировок, выраженных Ивановым, поскольку будет посягать на суверенитет и независимость Беларуси. Он не соберет требуемого количества подписей граждан (450 тысяч) для его инициирования, и с правовой точки зрения госорганы не должны в принципе утвердить подобные формулировки, посягающие на лишение суверенитета и независимости страны. Раскрутка этой идеи возможна лишь в случае крайней внутриполитической дестабилизации в Беларуси и информационной поддержки со стороны российских СМИ.
– Что касается предложений Лукашенко, они ни в каком более-менее конкретном виде не были выражены до настоящего времени. Характер предполагаемых изменений скрывается, были лишь общие фразы про усиление законодательной власти. Я не исключаю, что Лукашенко может быть заинтересован в игре с партийной или по крайне мере смешанной системой парламентских выборов, и даже в изменении процедуры выборов президента – избрание парламентом вместо всеобщих выборов.
Относительно идеи референдума о возврате к Конституции 1994 года, я разделяю мнение бывшего судьи Конституционного суда Беларуси Михаила Пастухова о том, что потенциально новый президент имеет легальные возможности вернуться к этой Конституции и без проведения референдума, который в противном случае займет много ценного времени.
Политический обозреватель «Радио Свобода» Виталий Цыганков поделился своим мнением на этот счёт:
– Чтобы Беларусь стала на путь демократического развития, разделения властей, верховенство закона – то косметическими поправками в действующую Конституцию не обойтись. Разговор может идти только о принятии новой Конституции, где эти принципы были бы поставлены во главу угла. Нынешняя Конституция представляет слишком большие полномочия президенту, слишком большой перекос в сторону исполнительной власти – и это невозможно исправить какими-то осторожными поправками, нужно принимать кардинально новый документ.
– Отмена Беловежских соглашений – настолько анекдотический вариант, обсуждать который то же самое, что обсуждать документы, которые привели к развалу Римской империи. Это из сферы сторонников теории плоской земли.
Что касается принятия новой Конституции на основе текста 1994 года – то это один из основных вариантов, которые предлагает, пожалуй, большинство демократической оппозиции. Впрочем, тот текст можно взять не дословно, а используя его как костяк, основу для наработки более современной редакции.
Александр Лукашенко ощущает желание перемен, которое растёт в белорусском обществе, и уже не первый год говорит о возможных поправках в Конституцию. Впрочем, мне, как и другим наблюдателем, кажется, что он использует эту риторику как «морковку», как приманку – «мол, подождите, ещё немного, скоро я объявлю про поправки в Конституцию». Даже если он и объявит про возможные изменения в Конституцию в ближайшее время (например, 3 августа, во время выступления в Палате представителей), — то они вряд ли кардинально будут менять структуру власти.