Религиоведы называют Крещение событием, которое окончательно провело границу между Ветхим и Новым Заветами. Как же этот великий праздник отмечали в Пинске в 1930-х годах?
В первой половине ХХ века, как и в наши дни, кульминация торжества происходила на Пине, только немного изменилось само место. Тогда «Иордань» — святую прорубь на водоёме в виде креста — делали на территории судоремонтного завода. Пинчане высекали изо льда огромные чаши, символизирующие купель Иисуса Христа, обкладывали прорубь хвоевыми ветвями. Известно, что в некоторых случаях выкладывали огромные ледяные кресты в рубиновом цвете, означавшие кровь Спасителя. Пищевой химии в то время не было, поэтому эффекта достигали, обрызгивая лёд свекольной закваской.
На Пину стекался чуть ли не весь православный люд Пинска. В первых рядах у «Иордани» собиралось духовенство и горожане, которые проявили крепость веры и совершали богоугодные дела. Во время церковного песнопения в небо выпускались белые голуби – считается, что при крещении на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя.
Молитву читал особо уважаемый православным населением архиепископ Александр Иноземцев. Именно по его распоряжению детям в честь праздника давались нательные крестики, священнослужители должны были на доступном языке объяснять смысл торжества, показывая смирение и уважительное отношение ко всем слоям общества. Архиепископ Александр учил священников: надо быть равными со своими братьями по вере, уничтожать злобу и безостановочно повышать уровень духовности.
Про себя же иерарх как-то в праздники сказал: «Высоту епископского положения можно сравнить с высотой отвесной скалы, имеющей на вершине лишь небольшое пространство, так что малейшее неловкое движение, малейший неверный шаг может повлечь за собой гибельное падение».
После омовения в «Иордани» Александр благословлял пинчан и произносил краткое пасторское послание.