Власти Казахстана объявили о своих планах превратить страну в альтернативный России и Беларуси автосборочный цех.
На прошлой неделе Нурсултан Назарбаев торжественно открыл в Костанае сборочное производство Toyota . Был подписан также меморандум об организации в этом городе совместного производства автобусов и коммерческих автомобилей с итальянской компанией Iveco . Казахстан пытается составить конкуренцию Беларуси и России на едином рынке автомобилей.
Проект по сборке Toyota пока ориентирован на выпуск всего 3 тысяч автомобилей в год и лишь теоретически может затрагивать интересы белорусских производителей Geely и Chevrolet Tracker (их с осени 2014 года планируется выпускать в Обчаке). Собираемые в Казахстане Toyota Fortuner, по крайней мере, на первой стадии будут продаваться только на местном рынке.
Другое дело анонсированный совместный проект казахстанцев с Iveco. Мощности предприятия на базе Костанайского дизельного завода составят не менее 25 тысяч автомобилей в год. Уже объявлено, что со своей продукцией оно выйдет на рынок Таможенного союза.
Кроме легких коммерческих автомобилей Iveco Daily и Iveco Power Daily, на предприятии собираются выпускать технику в тех сегментах, где присутствует МАЗ. Это — среднетоннажные и тяжелые грузовики с дизельными двигателями и городские низкопольные автобусы (у костанайских будут газовые двигатели).
Локализованное на территории Таможенного союза производство иномарок теснит местных производителей из России и Беларуси во всех сегментах. Например, по итогам первого квартала 2014 года иномарки с долей 41% опередили на российском рынке КамАЗ (40,3%) в нише тяжелых грузовиков. МАЗ занял в этой позиции третье место с долей 11,3%.
Где не сошлись интересы Беларуси и Казахстана
Насколько серьезным конкурентом МАЗу и КамАЗу станет проект по сборке казахстанских Iveco, можно будет судить только после того, как он начнет работать. Но некоторые решения, принятые властями Казахстана, уже создали проблемы для белорусских предприятий в машиностроительной и пищевой отраслях.
Квоты на зерноуборочные комбайны. В конце прошлого года Евразийская экономическая комиссия заменила специальную пошлину, установленную на ввоз зерноуборочных комбайнов из-за пределов Таможенного союза, на квоты. На этом решении настоял Казахстан, заинтересованный в поставках импортной высокотехнологичной техники.
И теперь в 2014 году Беларусь может ввезти 50 импортных комбайнов, Казахстан — 300 зерноуборочных комбайнов, Россия — 424 единицы техники. Квотирование сохранится и на протяжении 2015-2016 годов. В следующем году Беларусь имеет возможность импортировать 52 комбайна. В 2016 году на территорию страны может быть поставлено 34 единицы техники. Казахстан сможет ввезти в 2015-2016 годах соответственно 309 и 204 западноевропейских или американских зерноуборочных комбайнов, Россия — 437 и 288 единиц импортной техники.
Очевидно, что это решение пошло не на пользу «Гомсельмашу». Предприятие вынуждено сократить и даже прекратить поставки на казахстанский рынок.
По данным Национального статистического комитета Беларуси, в первом квартале текущего года поставок белорусской зерноуборочной техники в Казахстан не было. «Гомсельмаш» продавал свою продукцию в России, Украине, Монголии, Польше и Ираке. Поставки в Россию упали с 74 штук в первом квартале 2013 года до 35 в первом квартале нынешнего года.
«Мясо старых коров». В октябре прошлого года с претензиями к качеству белорусской говядины, завозимой на рынок Казахстана, выступил глава страны Нурсултан Назарбаев.
«Мне говорят, корову надоили, отработали свое, режут, и пусть казахи кушают. Старых коров нам отправляют, а молодых себя оставляют. Вы знаете, что мясо старой коровы кошкам дают», — эмоционально высказался глава Казахстана на фоне объявления планов своей страны по экспорту мяса.
Официально никаких решений принято не было. Но если в январе-марте 2013 года Беларусь поставила в Казахстан 89 тонн свежего или охлажденного мяса говядины на 315 тыс. долларов, то в первом квартале текущего года – ничего. Почти на 25% упали поставки замороженной говядины (с 8,2 млн. долларов до 6,3 млн. долларов), отмечается в отчете Национального статистического комитета Беларуси.
Влажные окорочка. В конце прошлого года на уровне Министерства сельского хозяйства были озвучены претензии по качеству мяса птицы, поставляемого в Казахстан из России и Беларуси. Представители казахстанской ветслужбы предупредили о введении запрета на ввоз его на территорию страны, если не будут устранены несоответствия по маркировке, содержанию влаги и микробиологическим показателям.
В итоге с конца марта 2014 года Казахстан ввел запрет на поставку мяса птицы, произведенного ОАО «Смолевичи Бройлер» и некоторыми российскими компаниями, аргументировав это превышением массовой доли влаги в 1,5-3 раза от установленной нормы. Кроме того, в мясе белорусской фабрики были обнаружены сальмонеллы.
«Смолевичи Бройлер» входит в состав одного из крупнейших в Таможенном союзе производителя куриного мяса «Серволюкс», созданного белорусским бизнесменом Евгением Баскиным. По итогам прошлого года «Серволюкс» занял в Таможенном союзе седьмое место по объему произведенного мяса.
Неконкретный алкоголь. С июня месяца остановлены поставки в Казахстан и белорусского алкоголя. Продукция белорусских, а также итальянских, французских, шотландских, российских и других производителей не устроила Агентство по защите прав потребителей по причине «нарушений требований национального законодательства и требований, установленных технических регламентом Таможенного союза».
Агентство отмечает недостоверное указание на маркировке противопоказаний об ограничении употребления лицам в возрасте до 18 лет, отсутствие при маркировке информации наименования и местонахождения изготовителя или импортера алкогольной продукции, наличие поврежденной и нечеткой маркировки на этикетке, текст которой не позволяет ознакомиться с содержанием, а также отсутствие или нанесение неполной информации на государственном языке.
В Казахстане есть крупный производитель собственного алкоголя – компания «Кокшетауминводы», которая производит продукцию под брендом «Хаома». По итогам 2013 года этот бренд занял 118 место в мире по объемам выпуска и реализации.
Автор: Сергей Вернигородский