Автор литературного памятника «Там близько Пинська» во многом схож с Тарасом Шевченко, но судьба пинчука оказалась гораздо трагичней.
Редактор историко-краеведческого журнала «Гістарычная Брама» Александр Ильин справедливо отметил, что полесский «Кобзарь», в силу обстоятельств, так и не возник, а, может, для такого открытия ещё не пришло время.
Но это никоим образом не умиляет важности дела Франца Савича, которое продолжили десятки последователей, подхватили политические партии и движения конца ХІХ – начала ХХ столетия. Трансформировавшись, принципы Савича, нашли своё отражение в Конституции независимой Беларуси.
В минувшем году художник-дизайнер Елена Гаевская по просьбе младшего научного сотрудника Национального исторического музея Андрея Каллаура создала портрет Франца Савича. Это первое изображение общественного деятеля, собирательный образ, соответствующий духу первой половины ХІХ века. До 2014 года судить о внешности Савича можно было только по памятному знаку, установленному в его честь на малой родине в деревне Велятичи (Пинский район). Портрет и памятник, мягко говоря, отличаются. Попробуем разобраться, почему столь разный взгляд на эту личность.
Очевидно, что создатель памятного знака уделил особое внимание религиозности Савича. Франц появился в семье униатского священнослужителя, чем объясняется христианская направленность мыслителя. Он часто в своих трудах, выступлениях, записках обращался к Богу. Поэтому мастер увековечил его образ, как священнослужителя: облачение, борода и крест.
«Все время я работал над собой, черпал науку из книжек и жизни, говорило сам себе не раз: имея душу и свободу от Бога данную, никак её изменить нельзя, ведь это бы противоречило совершенству Создателя, Святой книге. Но что я могу ради моей Родины учинить – сам без приюта, без всякой свободы, в убогом состоянии? Сердце мое отвечало: Христос не родился ни на троне, ни во дворце, а в нищете, в конюшне на сене, всю жизнь был убогий, хотя царил и царит на земле и на небе. И сказал ученикам своим: “Кто хочет следовать за мной, пусть отречется от всего, возьмет крест свой и следует за мной”. Такие мысли убедили меня, что, имея сильную волю, я могу быть полезный братьям и положить повыше один камень во благо Родины нашей», – из воспоминаний мыслителя.
В 1836 году Савич организовал и возглавил тайное «Демократическое общество». Организация объединяла студентов-медиков, представителей мелкого дворянства и ремесленников. Довольно передовой, светский контингент, но свои собрания начинали с обращения к Богу.
«Мы решили начать с молитвы, прося у Бога помощи, у Святого Духа – света; назначили себе день поста, назавтра исповедь и причастие. После святой мессы по обычаю предков наших собрались на присягу по составленному тексту. (…) Каждый из нас брал в руки распятие и перед Евангелием громко произносил присягу», – записал Савич.
Францу Андреевичу в тяжёлое время приходили видения. Так сложилось, что его короткая жизнь была переполнена испытаниями. Расплатой за желание своему народу лучшей доли и свободы стала ссылка солдатом на Кавказ. Он несколько раз сбегал, для чего однажды инсценировал самоубийство, но был пойман. Судьба улыбнулась пинчуку весной 1844 года. Очередной побег оказался успешным. Из Чернигова, где служил помощником фельдшера в батальоне охраны, он двигался к западной границе. Своёму лидеру поплечники изготовили и передали поддельные документы.
Покинуть Украину полешук не смог. В 1845 году Франц Савич сильно вывихнул ногу и решил задержаться в ближайшем поселении, которым оказался Янушполь, что в современной Житомирской области. Окрестности охватила эпидемии холеры. Савич, будучи доктором, принялся исполнять клятву Гиппократа и сам пал жертвой болезни.
В муках виделось:
«И вот увидел я земной шар и Иисуса Христа с матерью на нем. (…) С его раны в правом боку выходил луч света, который покрывал все действия и состояния современного мира от края до края, от полюса до полюса. И мир, и море, власти и народы и состояние их; и повсюду мрак и оцепенение, угнетение и рабство, несправедливость и сила царили везде. И легче стало на душе моей, ибо от Его милосердия я увидел свет над Старым Светом…».
Современный портрет показывает нам Франца Савича, как абсолютно светского человека, стоящего на передовых позициях, явно не консерватор, скорее либерал-демократ первой половины ХІХ-го века. Его идеи были просто революционными, тем более для Российской империи.
«Все люди имеют одинаковое право на свободу и равенства, но поскольку теперь одни люди пригнетаются другими, то это не правильно, и потому надо доказывать всем, что каждый должен пользоваться одинаковыми правами, что каждый вправе управлять и поэтому должна быть республика и люди должны подчиняться одним натуральным правом», – считал Савич.
Что же объединяет портрет и памятный знак? В обоих вариантах присутствует листок – это «Принципы демократизма», написанные Савичем в 21-летнем возрасте. Принципы предусматривали достижение социальной справедливости, уважение представителей каждого народа, толерантность, развитие института прав человека.
Конечно, Савич находился под влиянием польского национального движения, даже скорее под влиянием великой Речи Посполитой, что никак не конфликтно белорусской идее. Ведь Речь Посполитая, как и Великое княжество Литовское – исторический опыт государственности белорусского народа. Наше освободительное движение рождалось в противоречиях, было переполнено противоречиями, но достигло результата.
Два разных образа соответствующих жизни и деятельности нашего земляка. Каждый вправе сам выбрать, какой Франц Савич. Главное, чтобы мы осознали важность этой исторической личности и научились воспринимать наше историческое наследие.