Пинская диоцезия в наступающем году отметит 100-летие своего основания. Её невозможно представить без фамилий трёх иерархов: Зигмунд Лозинский, Казимир Букраба и Казимир Свёнтек.
Они оставили яркий след в истории белорусского костёла, они – неотъемлемая часть христианского мира Беларуси.
28 октября 1925 года Папа Римский Пий ХІ издал буллу «Vixdum Poloniaeunitas», провозглашавшую создание Пинской римо-католической епархии. Кстати, первые попытки основать епархию с центром в столице Полесья были предприняты в далёком 1794 году. Формально она просуществовала до 1798 года, затем её признали неканонической и распустили.
Вторая попытка, как показало время, оказалась успешной, хоть и пришлось пережить трудное время. За 100 лет епархия несколько раз оказывалась на грани исчезновения. Неизвестно, довелось ли бы сейчас праздновать юбилей, ели бы не самоотверженная деятельность Лозинского, Букрабы, Свёнтка.
Без преувеличения будет сказано, что с него начинается история Белорусского католического костёла. 6 декабря 1918 года в Минске Зигмунд Лозинский совместно с монахом-марианином Фабианом Абрантовичем впервые провёл богослужение на белорусском языке. Так белорусский язык начал входит в религиозную жизнь страны.
Основав в Пинске Высшую духовную семинарию имени святого Фомы Аквинского, епископ стремился к единству христианского мира. Поэтому принуждал подчинённых с уважением относиться к православным, знать их традиции и по возможности взаимодействовать.
Без Лозинского не было бы первого белорусского кардинала Казимира Свёнтка. Он связал свою жизнь со служением Господу после молитвы у гроба иерарха. Казимир, окончив гимназию в Барановичах, направился в пилигримку в Пинск. Очередь идти в крипту, к мощам Лозинского дошла до Свёнтка, он быстро спустился к гробу и в момент молитвы почувствовал призвание быть священнослужителем. Вся эта ситуация удивила не только друзей Казимира, но и его самого, ведь он намеривался быть филологом и на тот момент уже готовился к поступлению в Виленский университет. Зигмунд Лозинский стал небесным покровителем первого белорусского кардинала. Казимир Свёнтек обращался за помощью к усопшему иерарху с разных причин и получал необходимую помощь.
Лозинский при жизни сыскал огромное уважение прихожан, любовь к нему передаётся через поколения. В 1957 году начался процесс причисления епископа к лику блаженных в католической церкви.
Если Лозинский говорил о необходимости «дружбы» с православными, то Букраба пошёл ещё дальше. Он реально сдружился с православным епископом Александром Иноземцевым. Оба любили в выходные дни прогуливаться на лодке по Пине, не прятали своего общения. Это вызывало «бешенство» у фанатиков, как в среде православных, так и католиков. Разные грязные слухи распускали, делали уйму упрёков, но Букраба и Иноземцев остались при своём. Своей дружбой иерархи совершили «революцию» в умах местного населения. Благодаря такому общению и взаимопониманию, между католиками и православными уничтожались ненависть и презрение. Во всяком случае, их дружба не способствовала обострению конфликтов.
Особое внимание Казимир Букраба уделял образовательным процессам, реформировал созданную в 1925 году Высшую духовную семинарию в Пинске. В 1935 году в библиотеке учебного заведения насчитывалось около 23 тысяч книг. Участвовал в создании школьной системы и продвигал идею воспитания молодого поколения в духе веры и патриотизма.
В годы Второй мировой войны Букраба помогал еврейскому населению избежать смерти, укрывая от нацистов невинных граждан. Открыто вступался за арестованных, за что неоднократно сам попадал в тюрьму. Поддержал Варшавское восстание против нацистов.
Пройдя через нацистские тюрьмы и сталинские лагеря, в декабре 1954 года возродил костёльную жизнь в столице Полесья.
Приложил уйму усилий, чтобы из кафедрального собора Вознесения Пресвятой Девы Марии, которым пинчане по праву гордятся, не сделали пивоваренный завод. Такая идея была у атеистической власти.
Вновь открыл Высшую духовную семинарию имени святого Фомы Аквинского, которую закрыли с приходом большевиков в 1939 году.
Совместно с прихожанами сохранил старые кладбища по улице Спокойной. На месте Пинского некрополя планировалось создать стадион. Казимир Свёнтек взял верх над ситуацией хитростью. Он отдал часть земли для еврейских захоронений, к тому времени в городе уже не было еврейского кладбища.
В 1994 году Папа Римский Ян Павел II присвоил Свёнтку кардинальский сан, таким образом, Казимир Свёнтек стал первым белорусским кардиналом.
Зигмунд Лозинский, Казимир Букраба и Казимир Свёнтек – пример свидетельства веры, стойкости духа. Не важно, каких вы убеждений, каким занимаетесь делом, главное не отступать, не предавать и оставаться Человеком.
Чтобы следить за важными новостями, подписывайтесь на наш канал в Telegram и группы в социальных сетях: Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram, ТикТок.
Некоторых людей, которые ранее "добровольно компенсировали" свои донаты после вызовов в КГБ, сейчас вызывают в…
Руководство по защите душевного спокойствия и отношений.
«Логично было бы после выборов отменить ценовое регулирование. Но это приведет к скачку цен».
В Дрогиччинском районе в поле зрения сотрудников ОГАИ попал мужчина, который двигался на мопеде «Минск»…
Какао, по всей видимости, станет лидером роста среди основных сырьевых товаров в этом году. Цены…
Помните, как было в детстве? Просыпаешься утром первого января — и бегом к ёлке! А…