В 80-е годы минувшего столетия в деревне Хоромск Столинского района в личных подсобных хозяйствах насчитывалось порядка 300 коров. А пастбище располагалось за рекой Горынь. Бурёнки паслись там с весны до осени, сами ходили на водопой к реке, ночевали во временных сарайчиках. Они полуразвалившиеся и сейчас стоят на противоположном берегу реки, напоминая людям о былых временах.
Хозяйки приезжали к своим кормилицам два раза в день, открыть сарай и подоить, а вечером подоить и закрыть на ночь. А если время кому позволяло, то и трижды навещали их, возвращаясь домой с бидоном парного молока. Через реку переправлялись на лодках. Каждая на своей. Мужики в это время находились либо на работе в местном колхозе, либо на заработках за пределами района.
Сегодня это уже исторический факт. Ситуация нынче в деревне совсем другая. От прежней численности дойного стада в деревне осталась лишь 15-я часть. И пасутся коровки уже не за рекой, а ближе к дому, некоторые – на привязи.
Ростислав и Мария Тарасюки коров держат вот уже четверть века, с тех пор, как поженились. Через год после свадьбы родители подарили им тёлочку, они вырастили её и с тех пор с кормилицами не расстаются. Отлично помнят суровую романтику прошлых лет, когда на лодках в любую погоду приходилось преодолевать быстротекущую Горынь. Сегодня обе их коровки пасутся на сельском пастбище через дорогу от дома.
Здесь мы с хозяевами и познакомились. Ростислав в момент появления журналиста держал корову за рога, а Мария доила её. Молока Красуля, так зовут корову, молока даёт много, но характер у неё строптивый. Так и норовит задней ногой по бидону ударить. Поэтому ноги ей всякий раз перед дойкой приходится связывать веревкой.
За 26 лет Ростислав и Мария поменяли не одну корову. Красуля у них с самого её рождения, вырастили с телёнка. Мать у неё спокойной была, а вот у дочери гены совсем другие оказались. Хозяева надеялись, что она со временем станет более покладистой, но прошло шесть лет, а характер корова свой так и не поменяла. По-прежнему бодается. Однажды хозяева так на неё за это рассердились, что решили с ней распрощаться. И купили себе нынешней весной другую корову в местном сельхозпредприятии. Единственное условие у них имелось при выборе, чтобы животное было спокойным. В итоге, выбрали Жучку. Так её назвали внуки из-за черного цвета шерсти. Таким образом, в хозяйстве у Тарасюков сейчас две коровы. Но это временно. Красуля после отёла четвертым телёнком молока даёт много. Поэтому хозяева решили её придержать, чтобы хотя бы частично вернуть затраты, связанные с покупкой Жучки.
Оправдывает ли сегодня закреплённое за коровой с древности понятие «кормилица», интересуемся у хозяев. И получаем утвердительный ответ. Хоть и хлопотно с ней, но корова на частном подворье сегодня и себя способна прокормить, и хозяина деньгами обеспечить.
– Муж у меня большой трудоголик, – рассказывает Мария. – Мне с ним несказанно повезло. У нас имеется свой трактор, вся прицепная техника к нему. Проблем к заготовкой сена на зиму для коровы лично для меня не существует. Он и скосит сам, и повернёт, и в тюки свяжет, и привезёт. Не то, что во времена нашего детства, когда сено приходилось заготавливать вручную, да ещё половину его отдавать в колхоз. Такие условия тогда были. А сегодня, если не хочешь сам косить, можно готовое сено купить. За месяц корова полностью его окупит, всё вернётся молоком.
Молоко в Хоромске сельчане сдают в КСУП «Пригорынский». По 54 копейки за литр. Рассчитывается хозяйство стабильно каждые десять дней. Да ещё надбавку за жирность начисляют. В общем, проблем со сбытом нет.
Если хочешь продать подороже, то можно в Давид-Городок отвезти. Раньше Ростислав и Мария так и делали. Там у них постоянные покупатели были на свежее молоко, сметану, творог. Поездки эти пришлось временно прекратить. На привычный для них образ жизни повлияла пандемия. Ситуация с коронавирусом в Давид-Городке сегодня не самая благоприятная, а потому контакты между людьми лучше ограничить. Хотя покупатели молочных продуктов звонят, просят привести.
Со строптивой Красулей придётся расстаться, а вот Жучку хозяева настроены держать. И не представляют свой сельский быт без коровы. Привыкли к такому образу жизни.
И детям с внуками есть чем помочь. Они молоко любят. Старшая дочь в Каменце живёт. Так родители ей периодически посылки передают: молоко, масло, сметану, творог. У себя на столе всегда достаток.
Почему коров в деревне становится меньше?
– Ответ простой, – объясняет Ростислав. – Старики ушли в мир иной, а молодёжь не хочет привязывать себя к живности, требующей постоянного внимания. Нужно рано встать, поздно лечь, несколько раз на день напоить корову, два-три раза подоить. И так ежедневно без выходных и праздников.
Сдают своих кормилиц и люди старшего поколения. Кому-то здоровье уже не позволяет ухаживать за животными, другим молоко некуда девать.
– В деревнях, где у населения прекратили приём молока, люди своих коров продали. Человеку ведь лично для себя много молока не надо. Литр-другой он и в магазине купит, – говорит Мария. – А вот если в Хоромске когда-нибудь хозяйство прекратит принимать молоко, повешу объявление на заборе. Может кто-нибудь и остановится, купит. Но продавать корову не хочется. Сегодня она, действительно, наша кормилица.