Участники познакомились с историей местечка, прогулялись по усадебно-парковому ансамблю, прониклись легендами и жизнью известных личностей, которые, как и они, восхищались здешними пейзажами. Повод совершить виртуальное путешествие в Дубое использовало и Медиа-Полесье.
От конюшего до королей
«Конюший Сенько Дмитрович получил от пинской княгини четыре дворища в Дубом…», – гласит первое письменное упоминание от 1498 года о поселении. Без малого сто лет земли переходили от владельца к владельцу, которые не оставляли каких-либо ярких следов.
СПРАВКА “МП”
Местечко Дубое расположилось на северном берегу Днепро-Бугского канала, в 25 километрах к западу от Пинска. Святые, короли, писатели и общественные деятели связаны с этим уголком Полесья. Поселение не обминали разрушительные европейские войны, но Дубое выстояло и прибавило в историческую копилку.
В 1596 году шляхтич Ян Полоз основал парк с замком в центре, но уже в начале следующего столетия местечко обретает новых владельцев – Огинских, Радзивиллов.
Представитель последнего рода Альбрехт, канцлер ВКЛ, в 1634 году передаёт Дубое монашескому ордену Римско-католической церкви иезуитам. Общество Иисуса (иезуиты) в первой половине шестнадцатого века закрепились в Пинске и окрестностях полесской столицы.
Таким образом, на 150 лет Пинщина становится оплотом контрреформации, где активно развивались образование, наука, миссионерство. Иезуиты принесли с собой не только духовные ценности, но и изменили архитектурный облик края.
Дубое иезуиты использовали как летнюю резиденцию. В замке Полозов разместили приют для детей-сирот, построили костёл Воздвижения Креста Господня, заложили парк. Под природный ансамбль использовали 11 гектаров земли. Парковый ландшафт включал в себя оранжерею, теплицы, флигели, каплицы, фонтаны, множество клумб.
По двум бокам парадного двора цвели сады, ими восхищались современники. Дорожки для прогулок проходили вдоль каналов. Сажалки, десятки водоёмов объединяли рвы, через которые проводили мосты. С помощью дамб регулировался уровень воды. Сохранившийся до наших дней парк передаёт минувшую масштабность.
В мае 1705 года Пинщину занял король Швеции Карл XII. Монарх вёл войну с Российской империей и надеялся перебросить свою армию через легендарные пинские болота. Король посетил Дубое и отметил красоту местечка. Правда, красота не смогла отвести беду – шведы разграбили поселение. Это не первое бедствие для местечка в ходе военных действий. За полвека до этого, во время восстания Богдана Хмельницкого (1648-1654),
Дубое горело. Огонь Первой и Второй Мировых войн оставил глубокий шрам, но не стёр с лица земли поселение. Нацисты уничтожили 44 двора из 90 имевшихся дворов по состоянию на 1941 год. Отступая, захватчики взорвали дворец, повредили ряд старинных селхозпостроек.
Приём для последнего короля Речи Посполитой
В сентябре 1784 года Пинск с официальным визитом посетил последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский. Король со свитой разместился в коллегиуме, откуда выезжал в окрестности на мероприятия. Считается, что огромная заслуга в визите монарха за Адамом Нарушевичем, бискуп, историк, филолог и поэт был приближён к Понятовскому, сопровождал его в поездках по восточным землям Речи Посполитой.
Адам Нарушевич (1733-1796) родом из Логишина, детство провёл в Дубое в окружении иезуитов. Наш земляк – ярчайший представитель «эпохи просвещения» в Польше, «отец» польского классицизма, автор 7-томной истории Польши и истории Крыма.
Возможно, хватило бы для короля авторитетного слова Нарушевича, но в 1784 году готовился запуск Королевского (теперь Днепровско-Бугского) канала. Именно по этой причине Станислав Август посетил Дубое.
К этому времени местечко покинули иезуиты по причине ликвидации ордена. Новые хозяева – род Куженецких – господствовали в Дубое сто лет, до 1870-х годов. Куженецкие превратят усадебно-парковый комплекс в неимоверной красоты резиденцию, которая отражена на акварели Наполеона Орды.
«Сад есть чем-то небывалым в Польше и, особенно в моих глазах, привыкших к мертвой единообразной здешней природе. Он построен по образцам славного Ленотра с прудами, фонтанами, цветниками и стрижеными аллеями», – записал в 1810 году польский историк Броневский.
В 1811 году Клотильда Куженецкая построила церковь Рождества Богородицы. Храм состоит из восьмигранного основного объёма, прямоугольных в плане апсиды и притвора. На стенах храма сохранилась роспись прошлого века, которая имитирует архитектурные детали.
Последние владельцы Дубоя из рода Куженецких зарекомендовали себя безбожниками, по этому поводу есть легенда.
В Великую Пятницу помещики устроили бал. Когда гости уселись за стол, раздался грохот, провалился пол и земля поглотила всех присутствующих. С тех пор, если кто-нибудь останется в парке в ночь с Великой Пятницы на Великую Субботу, то может увидеть подъезжающие кареты, фейерверк и нарядных гостей. Можно увидеть яркий свет в окнах дома, услышать музыку и песни до тех пор, пока в полночь всё с грохотом не провалится, а дом исчезнет в полной тьме и тишине.
Так это или нет, но с конца 1870-х годов Дубое вновь, как и 300 лет назад, одним за другим меняло владельцев. Лишь в 1904 году местечко надолго обретёт хозяйку Марию Анну Выджджину, как показала история – последнего владельца.
Мария Анна Выджджина пережила страшную личную трагедию, похоронила безвременно ушедшую дочку Янину. В честь светлой памяти умершей, после Первой Мировой войны (1914-1918), владелица основала сельскохозяйственную школу, которая носила имя Янины и просуществовала до 1944 года.
Войны принесли ощутимые разрушения, но в Дубое осталось богатое историко-культурное наследие: церковь Рождества Богородицы, парк, костел Воздвижения Святого Креста, каплица на кладбище, памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной, а также гарнизонные кладбища времен Первой Мировой войны на территории парка и в урочище Прытоки.
Не меньший интерес вызывает местный родничок и, конечно же, дуб-великан, которому 450 лет. Хоть на минуточку представьте себе, что дуб был посажен где-то в 1550-1560 годах, сколько он поведал на своём веку, какой информацией обладает, свидетелем чего является.
Афанасий Филиппович (Брестский) и Андрей Боболя (покровитель Польши, Беларуси и отдельно Пинска)
Афанасий – святой православной церкви, а Андрей – святой католического костёла. Их объединяет три факта: мученическая смерть за веру, связь с Дубаем и жизнь в одни временные рамки.
Афанасий Филиппович (Брестский) в 1633 году прибыл в православный Дубойский монастырь. После того, как Альбрехт Радзивилл передал Дубае иезуитам, Афанасий перешёл в Купятичский монастырь. В 1640 году святой отправился в Брест, где вступил в противостояние с униатскими иерархами. Филиппович искренне считал, что уния никаким образом не способствует единству христианского мира в Речи Посполитой, а лишь обостряет существующие конфликты. В 1648 году, когда в Украине восстание поднял гетман Богдан Хмельницкий, святого обвинили в помощи и поддержке казаков. Власти доказательств в пользу обвинения не нашли, но посчитали недопустимым критику униатства. 5 сентября 1648 года, после пыток, святого расстреляли. Православная церковь стала почитать Филипповича вскоре после кончины.
Андрей Боболя в первой половине 1640-х годов неоднократно приезжал в Дубое в качестве иезуитского проповедника. Приветствовал Брестскую церковную унию, являлся знатоком богословия, современники подчёркивали, что в этом ему равных не было. С ним неохотно вступали в диспуты, так как знали, что обречены на поражение. Во время войны России с Речью Посполитой в 1654-1667 годах он был схвачен украинскими казаками в Янове-Полесском (ныне Иваново), подвергнут зверским пыткам и замучен. Костёл после мученической смерти признал Боболю святым и небесным заступником Беларуси и Польши.
Небольшое местечко с огромной историей. Уникальное и интересное рядом, не обязательно куда-то бежать, чтобы прикоснутся к великому наследию, просто оглянитесь…