Женщины будут выходить на пенсию в 58 лет, мужчины в 63 года – ожидается, что соответствующий документ будет подписан на этой неделе.
По планам правительства пенсионный возраст в Беларуси будет повышаться, постепенно, начиная с 1 января 2017 года, с шагом по полгода. Таким образом, в следующем году женщины будут уходить на пенсию в 55,5 года, а мужчины — в 60,5, и так до 2022 года. По мнению белорусских властей, этот вариант позволит сохранить существующее соотношение работающих и пенсионеров до 2023 года. Обещают, что пропорционально повысится и планка для получения льготной пенсии для силовиков и госслужащих.
Повышение пенсионного возраста объясняется демографической ситуацией: если в 1960 году количество населения старше пенсионного возраста составляло 13,6%, то в 2015 — уже 25%. Кроме того, правительство ссылается на нехватку средств у ФСЗН на выплату пенсий.
СПРАВКА “МП”
Согласно данным Министерства статистики и анализа, в Беларуси проживает 2,7 млн. пенсионеров, что составляет более 27% всего населения страны.
В Беларуси существует три вида пенсии: трудовая, по возрасту и социальная. Однако, только один вид её начисления – солидарная. Способ её начисления крайне сложен и запутан, но размер зависит от средней заработной платы работающих, стажа работы, средней оплаты труда самого пенсионера.
В 2008 году ожидаемая продолжительность жизни в Беларуси составила 70,5 лет. У мужчин этот показатель не превысил 64,7 года, у женщин — 75,6 года.
Кстати, на рассмотрение президенту было внесено три варианта повышения пенсионного возраста: «жесткий» – 60/65, «гендерный» – 60/63 и «мягкий» – 58/63. Остановились на мягком, так как он сохраняет возможность для дальнейшего повышения, если это будет необходимо, когда изменится демографическая, экономическая ситуация. Напряжение на рынке труда возникнуть не должно, так как ежегодно в Беларуси будет создаваться более 50 тысяч рабочих мест.
Руководство страны считает, что белорусы положительно отнеслись к повышению пенсионного возраста. Тем более, что по статистике около 68% женщин, уходя на пенсию, в первые годы остаются работать, у мужчин этот процент несколько меньше. А всего в Беларуси около четверти пенсионеров продолжает работать после выхода на пенсию. Альтернативой принятым мерам может быть только снижение размеров пенсии.
Что думают эксперты о повышении пенсионного возраста в Беларуси?
Председатель Белорусского профсоюза работников радиоэлектронной промышленности Геннадий Федынич в интервью порталу praca-by.info высказал мнение, что механическое повышение пенсионного возраста может пройти безболезненно только при работающей экономике, когда есть работа, зарплата, отчисления в соцстрах, в пенсионный фонд. А так возраст можно повышать хоть до 70-лет, всё равно до него большинство белорусов не доживут. Беларусь оказалась в демографической яме не сегодня, а 10 лет назад. И руководством страны не предпринималось ничего для того, чтобы эту ситуацию выровнять. Пенсионную реформу нужно проводить комплексно. А перед этим необходимо подсчитать, какую экономию принесёт, например, увеличение пенсионного возраста силовикам с 45 до 55-60 лет? Может быть, стоит понизить пенсию госслужащим до народного уровня, депутатам, которые получают 10-12 миллионов рублей?
Активист общественной инициативы «Наше поколение» Татьяна Зелко рассказала Медиа-Полесью своё видение ситуации с повышением пенсионного возраста:
– Мы против повышения пенсионного возраста в сегодняшней ситуации. Дело в том, что это ничего не даёт. Надо в корне менять пенсионную систему. Но и новая система сможет работать только в другой экономике. Например, если сделать накопительную пенсию, то куда эти деньги будут вкладывать, чтобы их сберечь? У нас нет фондовой биржи. Страховая пенсия – тоже вопросы, кому доверить свои деньги на столь длительный период? Может, стоит пригласить в Беларусь международные страховые кампании, которые стабильно работают более 200 лет?
Пенсионная реформа является одним из элементов реформирования экономической модели страны, поэтому, исходя из мировой практики, она может длиться от 10 до 20 лет. В этой связи, делать быстрый переход от солидарной системы к накопительной или страховой, при этом, не решив проблему с функционированием экономики и системой государственного управления, просто невозможно. Например, в России и Казахстане до 70% частных страховых пенсионных фондов обанкротились, в том числе и из-за высокого уровня коррупции в этих странах.
– А начинать надо с самого Фонда соцзащиты, – подчёркивает эксперт. – Необходимо, чтобы финансовая деятельность фонда была прозрачной: доходы-расходы. А то на содержание пенсионеров денег нет, а на строительство шикарных зданий и их содержание есть. Прозрачным должен быть и бюджет государства, тогда и найдутся резервы для ФСЗН.
– Силовые структуры – вот им пенсионный возраст стоит поднять, в зависимости от условий службы, – считает Татьяна Зелко. Их обязательно необходимо сокращать – у нас спокойная страна и нам никто не угрожает. Я думаю и мы ни на кого нападать не собираемся, поэтому 1/3 силовиков может смело идти поднимать ВВП нашей родины. А так 45-летние мужчины, имея приличную пенсию, продолжают работать в бюджетных организациях и госпредприятиях. Причём, пенсия им и госслужащим высчитывается по другой формуле.
– Простые пенсионеры продолжают работать, чтобы выжить, потому, что пенсии маленькие и работают они не замами по идеологии, а гардеробщицами, уборщицами, сторожами. Причём, им на пенсию устанавливают понижающий коэффициент, и они продолжают делать отчисления в ФЗСН. Получается, что работающие пенсионеры вынуждены платить за своё право работать дважды: не получая свою заработанную пенсию и уплачивая налоги на поддержание пенсионного фонда, – рассказывает Татьяна Зелко.
Татьяна Зелко считает, что такие проекты, как реформирование пенсионной системы должны иметь широкое обсуждение в обществе, но в Беларуси этого нет, что может привести к социальной напряжённости. Например, в Словакии 7 лет обсуждали величину пенсионного возраста и растянули его повышение на 20 лет. Во Франции попытались также единовременно повысить пенсионный возраст, но поднялись все профсоюзы и решение отменили.
По словам представителя общественной инициативы «Наше поколение», в Беларуси предлагают силовиков и чиновников не трогать, а всю тяжесть переложить на молодёжь, мол, они успеют заработать. Что заработать? Отчисляя почти ползарплаты получить мизер пенсии? Пенсионная система должна быть многоуровневой, например, как в Германии: часть пенсии платит государство, часть работник и часть компания, в которой он работает. Причём, пенсионные счета в накопительной части именные, и будущий пенсионер видит, на что ему можно рассчитывать при выходе на пенсию.