После прошедших выборов и на фоне продолжающихся акций и маршей солидарности тема внесения поправок в Конституцию стала одной из главных в Беларуси. Основной закон страны перепишут. Главный вопрос: по какому сценарию?
Бессменный руководитель Беларуси с 1994 года Александр Лукашенко в последние годы начал говорить о том, что нынешняя Конституция представляет слишком большие полномочия президенту, слишком большой перекос в сторону исполнительной власти. Во время обострения нынешнего политического кризиса из уст президента России Владимира Путина на переговорах в Сочи мы услышали о поддержке инициативы Лукашенко по проведению конституционной реформы. После этого уже Лукашенко озвучил свой план перераспределения полномочий через изменение Конституции (текст поправок должен появиться в начале будущего года для одобрения Всебелорусским народным собранием, потом референдум и после – новые выборы), а часть – через увеличение инициативы других ветвей власти без смены Конституции.
16 ноября Александр Лукашенко объяснил это так: «Мы недавно договорились с руководством парламента, что для того, чтобы процентов на 70-80% полномочия президента передать парламенту, правительству, другим структурам, Конституцию ломать не надо. Поэтому все вопросы, которые вы вынесли на сотне страниц президенту, лежат в плоскости парламента и правительства. Вот давайте их и решайте, как в цивилизованном обществе: правительство прорабатывает эти вопросы с учетом всех обстоятельств, видя дыры в бюджете, если они есть, с подачи МВД, КГБ, губернаторов, местных органов власти обсуждайте и дебатируйте в парламенте, на уровне законов принимайте решения и вносите закон для подписания президенту. Поэтому я и сказал, что готов вас слушать (это очень важный вопрос), но принимать решение будете вы».
Однако, например, политический обозреватель «Радио Свобода» Виталий Цыганков считает, что перераспределить полномочия невозможно даже какими-то осторожными поправками в Конституцию – нужно принимать кардинально новый документ.
Сейчас во многих регионах созданы специальные комиссии, проводятся круглые столы, свои варианты правок может отправить любой белорус в письменном или электронном варианте на адрес Палаты представителей [email protected].
Не остались в стороне и советчики из братской России. Экономист и историк Василий Колташов высказал мнение, в котором сравнил часть действующей Конституции, касающуюся гражданских прав, с уставом строевой службы. По мнению эксперта, нынешний Основной закон даёт не социальное государство, а государство с социальными обязанностями. Государство не должно давать права, оно должно защищать их.
При этом нужно отметить, что действующая Конституция определяет Республику Беларусь как унитарное демократическое социальное правовое государство. В российской же Конституции, с которой Колташов предлагает брать пример белорусам, сказано аналогично: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Что же предлагает автор? Сохранить унитарность государства, должны появиться и заработать каналы легальной общественной активности, расширить полномочия парламента. При этом существование двух палат парламента для Беларуси по мнению автора – роскошь. До 1996 года в Беларуси собственно и не было двухпалатного законодательного органа, а потом Александр Лукашенко изменил Конституцию и вместо Верховного Совета появилось по примеру России двухпалатное Национальное собрание, где Палата представителей (нижняя палата) избирается гражданами, а Совет республики (верхняя палата) — орган территориального представительства, члены которой избираются на заседании Советов базового уровня, 8 членов назначаются указом президента. В нижней палате по идее происходит основное обсуждение законопроектов, а Совет республики лишь одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов.
Но главные изменения в Конституции, по мнению Колташова, должны быть направлены на расширение белорусско-российских отношений, а именно на углубление интеграции и развития Союзного государства. Нужно отметить, что после внесения поправок в Конституцию России в июле 2020 года добавили, что внутригосударственные законы имеют большую юридическую силу чем международные соглашения.
По мнению Колташова, данные правки в белорусскую Конституцию создадут прецедент и «откроют путь для аналогичной интеграции с другими постсоветскими странами». А руководство Беларуси не сможет в будущем «отыграть назад, восстановив многовекторность» государственной политики.
Почему Кремль торопит Беларусь с проведением конституционной реформы? Своим видением ситуации поделился политолог Анатолий Паньковский в статье на сайте «Беларусь у фокусе». По мнению автора, Россия устами ведущих федеральных телеканалов стала выказывать признаки неудовольствия затягиванием Лукашенко шагов по разрешению политического кризиса, а Лукашенко, в свою очередь, снова заговорил о многовекторности. На встрече с коллективом МВД он сказал: «Невозможно то ли журавлю, то ли воробью — как хотите называйте — лететь на одном крыле», и попросил Россию понять нежелание Беларуси менять внешнеполитический вектор. У России, по его словам, орел аж двуглавый, «а нам тогда надо четырехглавого породить», —такую отсылку сделал он к российскому гербу.
Впрочем, 17 ноября глава МИД Беларуси Владимир Макей заявил, что наша страна понижает уровень своего участия в программе ЕС “Восточное партнерство” до экспертного – вместо министров Беларусь будут представлять эксперты министерств, а в случае проведения саммита вопросы, касающиеся страны, скорее всего будут обсуждаться на уровне постоянного представителя Беларуси при Евросоюзе. Конечно, это, как и вынуждение дипломатических представительств Литвы и Польши сократить численный состав, что привело к приостановке работы ряда консульств – результаты дипломатического конфликта официального Минска с Западом. Однако, так или иначе на практике программная многовекторность Беларуси в значительной мере сузилась к сотрудничеству с Россией, Китаем и странами постсоветского пространства. «Одновекторность» или собственно привязка Беларуси к Союзному государству вряд ли будет закреплена в новой Конституции, но до вынесения текста поправок в публичное обсуждение об этом можно только гадать.