Главные герои фильма «Кураж», или «Смелость», — актеры Белорусского свободного театра Марина Якубович и Павел Городницкий, а также Денис Тарасенко — проходят через самое тревожное время в белорусской истории начала XXI века. Режиссер Алексей Полуян вместе с оператором Таней Гаврильчик, наблюдая за жизнью героев, фиксирует важнейшие этапы белорусского протеста: предвыборные надежды, брутальные действия силовиков 9−11 августа, многотысячные мирные демонстрации, все сильнее и сильнее раскручивающийся маховик репрессий.
Антон Долин, Meduza: «Важность фильма невозможно переоценить»
— Важность этого фильма невозможно переоценить. В этом же заключается сложность разговора о нем. Художественная рефлексия — неминуемый спутник социальных и политических перемен в любом обществе, а документальное кино — первая из «капсул времени», которую неминуемо закладывают и отправляют в будущее. Вместе с тем события последних месяцев в Беларуси далеки от какой-либо завершенности, и любое «подведение итогов» может грешить опасными упрощениями. Чрезвычайно трудно отделить зрительские впечатления от событий как таковых от впечатлений, связанных с их отражением в кино. А социальные сети поставляют такое количество самодеятельного и исключительно выразительного документального материала, что не очень понятно, зачем нужны еще и фильмы. <…>
Образец не диктаторски-авторского, а именно демократического кино, внятная и выразительная «Смелость» Полуяна заставляет спросить самого себя о мере ответственности отдельной личности за судьбу страны — и в конечном счете за будущее. А заодно о том, на что способно априори слабое независимое искусство в патовой ситуации противостояния отлаженной тоталитарной машине, которая преспокойно лишает права на профессию или цензурирует спектакль на неугодную тему, объявив его «сатанистским». Не делая выводов, Полуян ставит задачи и обозначает стратегию — не политическую, но персональную. В этом и преимущество кино перед соцсетями. Не слишком опасаясь впасть в чрезмерный пафос, хочется сравнить его с лучом шахтерского фонарика в темноте или полыхающей книгой — два этих чрезвычайно ярких образа из спектаклей Белорусского свободного театра служат прелюдией к основному действию.
Егор Сенников, «Искусство кино»: «История не заражает оптимизмом, а подавляет безысходностью»
— Сплетая свое документальное повествование из небольших фрагментов, Полуян рассказывает историю, которая не заражает оптимизмом, а подавляет своей безысходностью. Шаг вперед — два шага назад. Мечты о лучшем будущем и о том, что после этих выборов жизнь-то точно изменится, — и призраки проигранных протестов 1996 и 2010 годов, когда жизнь действительно преобразилась, но совсем не так, как на то надеялись люди, выходившие на площади. <…>
У фильма Полуяна, по сути, нет финала — как нет его сейчас и у драмы, разыгрывающейся в Беларуси с прошлого лета. Это лишь одна из многих глав, которые следуют друг за другом в мрачном рассказе о постсоветской истории, о путешествии от оптимистических надежд к бессильному бесстрашию.
Ли Маршалл, ScreenDaily: «Портрет страны на перепутье, который найдет отклик во всем мире»
— Умышленно или случайно то, что начиналось как довольно условный портрет авангардной театральной группы, которая могла бы процветать в Лондоне или Париже пятьдесят лет назад, становится чем-то совершенно другим, поскольку Беларусь вспыхивает в протестах после выборов в стране в августе 2020-го. Многие считают, что когда Лукашенко пришел к власти в шестой раз подряд, это стало противопоставлением свободе и справедливости. В результате «Смелость» становится не столько этюдом смелой труппы политического театра, сколько портретом страны на перепутье, который, вероятно, найдет отклик у публики во всем мире.