23 ноября 2024, суббота03:40

Политика

Россия боится потерять Беларусь?

25 ноября 2020, 14:48

Фото иллюстрационное, vsenovosty.mediasalt.ru

Фото иллюстрационное, vsenovosty.mediasalt.ru

Правительства двух стран до конца 2020 года планируют решить вопросы, о которых не могли договориться 24 года.

Беларусь и Россия 21 февраля 1995 года подписали договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Вопрос «Поддерживаете ли Вы действия президента Республики Беларусь, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией?» фигурировал на референдуме 14 мая 1995 года, и вместе со сменой государственной символики и с «приданием русскому языку равного статуса с белорусским» получил по данным Центризбиркома поддержку большинства.

Первый официальный документ об интеграции Беларуси и России был подписан 2 апреля 1996 года и назывался Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Ровно через год был договор о переименовании Сообщества в Союз Беларуси и России, 25 декабря 1998 года страны приняли Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России, а потом 8 декабря 1999 года от имени двух стран президенты Александр Лукашенко и Борис Ельцин подписали Договор о создании Союзного государства.

Всё это время союз двух стран был только на бумаге. В России сменилось три президента, в Беларуси – выросло новое поколение, которое хочет жить в независимой стране.

Москва сразу признала итоги президентских выборов в Беларуси, пообещала помощь резервом своих силовиков для наведения порядка в случае массовых беспорядков, однако обошлось без последнего.

14 сентября в Сочи состоялась встреча президентов Беларуси и России Александра Лукашенко и Владимира Путина, где хозяин Кремля заявил о поддержке инициативы Лукашенко о проведении конституционного референдума с перераспределением полномочий в пользу парламента и правительства (так белорусская общественность узнала о плане Лукашенко по урегулировании политического кризиса). Там же Путин пообещал кредит в 1,5 млрд долларов, из которых Минфин Беларуси получил только часть, необходимую для оплаты белорусских долгов «Газпрому».

Вереницей потянулись в Минск главы регионов договариваться о сотрудничестве. Частично было восстановлено авиасообщение между странами. Заявлено, что до конца года будет решён вопрос отмены роуминга. Предполагается, что для студентов из Беларуси увеличат количество квот в вузах.

На этом фоне официальные лица двух стран сообщают о планах в ближайшее время подписать многострадальные дорожные карты, в которых детально прописаны вопросы дальнейшей интеграции Беларуси и России.

Прокомментировать сложившуюся ситуацию, мы попросили директора исследовательского центра EAST (Варшава) Андрея Елисеева.

– Какова вероятность, что в ближайшем будущем Минск и Москва договорятся обо всех дорожных картах и запустят парафированный в сентябре 2019 года План действий? Как подписание дорожных карт отразится на независимости Беларуси?

– Судя по тому, что Кремль оказал Лукашенко чрезвычайно важную политическую, экономическую и информационную поддержку после выборов, то продвижение по “углубленной интеграции” остается на порядке дня и Москва будет ее продавливать. Если оглянуться назад, то и ранее за каждые президентские выборы Лукашенко сдавал часть суверенитета, вовлекаясь в интеграционные структуры. Сразу после выборов 2010 года он одобрил весь комплекс документов по запуску Евразийского экономического пространства, а в преддверии выборов 2015 года одобрил вступление Беларуси в Евразийский экономический союз.

Сейчас на кону – гораздо более серьезный интеграционный пакет. Фактически речь о переходе на российские правовые нормы практически во всех значимых сферах, мощнейшая экономическая и институциональная привязка к России. Это рискует превратить Республику Беларусь в БССР-2, когда все важнейшие решения внутренней и внешней политики будут фактически отданы Москве. При сценарии “углубленной интеграции” чисто номинально Беларусь останется на политической карте мира, но ее суверенитет будет чрезвычайно ущемлен.

Риск заключается в том, что Москва может принудить белорусов к “углубленной интеграции” при дальнейшем правлении малопопулярного правителя. Вероятность продвижения к сценарии более глубокой интеграции – очень высокая, но удастся ли он – вопрос открытый, особенно учитывая незначительный рейтинг Лукашенко. Подписание судьбоносного пакета документов может подстегнуть новую волну протестов, и в Кремле это понимают. Потому с нетерпением ожидают, чтобы Лукашенко с ними расправился, чтобы продвигаться с интеграцией.

– Так как итоги выборов не признали в ЕС, можно ли рассматривать вероятность, что новое руководство Беларуси в случае транзита власти отменит все документы, подписанные Александром Лукашенко после 9 августа?

– Поскольку существуют однозначные статистические доказательства фальсификации выборов, и поскольку Лукашенко утратил и легальность, и легитимность, то его действия являются неправомерными, в особенности действия, которые влекут утрату значительной части суверенитета Беларуси. Позиция зарубежных стран по этому вопросу, несомненно, важна, но определяющим является нарушение белорусской Конституции и национального законодательства. Речь, прежде всего, о суверенном праве белорусского народа выбрать новые органы власти на новых честных выборах, которые могли бы обнулить какие бы то ни было неправомерные соглашения Лукашенко.


Фото использовано в качестве иллюстрации media-polesye.com
Скриншот видео в инстаграме
Степан Постоялко. На заднем фоне Ирина Абельская и Коля Лукашенко. Коллаж «НН»
Иллюстрация media-polesye.com
Фото: kayseriilkhaber.com
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: pixabay.com
Фото: Shutterstock
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: naviny.media