10 ноября 2024, воскресенье12:31

Общество

Наследие Франца Савича: «Знание – сила, но незнание, тоже сила – только рабская»

2 декабря 2016, 7:56

180 лет назад уроженец Пинского Полесья Франц Савич основал тайную организацию «Демократическое общество», повлиявшую на становление белорусской государственности.

Савич и его единомышленники стали предшественниками Кастуся Калиновского. Активисты общества, внесли неоценимый вклад в фундамент национально-освободительного движения.

Штрихи к портрету

Доктор, публицист и общественный деятель, «отец» белорусских идей о равенстве, свободах и демократии – всё это про Франца Андреевича Савича (1815-1845). С отличием окончил Пинское поветовое училище и поступил в  Виленскую медико-хирургическую академию.

«С детства, сколько себя помню, мои мечты были о свободе, о Родине. Все мы их иметь должны, ведь получили с молоком матери, ведь песня, которую пели у наших колыбелей, так звучала, ведь детям старики про это рассказывали», – из воспоминаний Савича.

Франца отличала не только тяга к знаниям, неординарность мышления, но и строгость в поведении. Ему было отвратительно наблюдать, как, казалось бы, будущий цвет нации – студенты, тратят уйму времени на разврат и пьянки. Он категорически осуждает такое поведение: «Изменился дух молодежи… Стали обыденностью пьянки, игры, разврат».

Правда, эта фраза звучит в том контексте, что после подавления первого освободительного восстания 1830-1831 годов, активную молодёжь покарали, на её место пришла «пустая» масса, которой власти и рады.

Франц Андреевич Савич, памятный знак в родной деревне Велятичи и портрет художницы Елены Гаевской

Студенчество для Савича проходит в мучениях. Он задаётся глубокими вопросами и старательно ищет ответ, просто неравнодушен к судьбе Отечества, которое впало в «летаргический сон» под оковами династии Романовых:

«Но что я могу ради моей Родины учинить – сам без приюта, без всякой свободы, в убогом состоянии? Сердце мое отвечало: Христос не родился ни на троне, ни во дворце, а в нищете, в конюшне на сене, всю жизнь был убогий, хотя царил и царит на земле и на небе. И сказал ученикам своим: “Кто хочет следовать за мной, пусть отречется от всего, возьмет крест свой и следует за мной”. Такие мысли убедили меня, что, имея сильную волю, я могу быть полезный братьям и положить повыше один камень во благо Родины нашей».

Такова судьба мыслителя – бродить в пустыне вопросов и найти источник ответа. Найди ту формулу, тот смысл, который бы помогал его соотечественникам крепиться и не задаваться, идти вперёд и главное – не останавливаться в своём развитии. По Савичу: Знание – сила, но незнание, тоже сила – только рабская.

«Все время я работал над собой, черпал науку из книжек и жизни, говорило сам себе не раз: имея душу и свободу от Бога данную, никак её изменить нельзя, ведь это бы противоречило совершенству Создателя, Святой книге».

Жизнь Савича оборвалась трагически, но смерть, как и подобает человеку разумному, принял достойно, но об этом позже. Сама звезда судьбы, которая вела полешука, не угасла, раз есть то, о чём он мечтал, – Свободная Родина.

Бездействующие люди, люди слабодушные

Костяк тайного «Демократического общества» составляли студенты, около 60 человек. Организация распространяла деятельность далеко за пределами Вильни, ячейки были на Гродненщине и Минщине, для контакта использовались псевдонимы и пароли. Благодаря развитию сети структур, численность членов «Демократического общества» вскоре исчислялась сотнями. Они ставили целью борьбу с беззаконием, помощь обездоленным, воспитание в молодежи высоких моральных принципов. Выступали за освобождение крестьян и наделение их землей.

Низложение русских знамён после битвы около Вавра в 1831 году, wikipedia.org

Лидер организации Франц Савич, исполнявший также обязанности казначея и секретаря, написал устав – «Принципы демократизма». Документ предусматривал достижение социальной справедливости, уважение представителей каждого народа, толерантность, развитие института прав человека.

Реализовывать эти демократические идеи предполагалось революционным путем. Помимо устава, организация брала на вооружение прокламации лидера, среди которых «Замечания о моральной войне народа с деспотизмом или, каково наше положение, и что в нынешнее время делать людям добромыслящим».

«Будем закаливать дух, работать до конца жизни! Кто знает, где и как предназначено нам умереть? Возможно, не один из нас умрёт от руки палача! Но пусть и смерть его будет продолжением борьбы за свободу! И с высоты виселицы, как с высоты трона, должен призывать: восстаньте, народы! Восстаньте во имя растоптанных прав человека! Вот краткий очерк борьбы, которую ведет Европа и которую надо нам вести с деспотизмом… Знаем, что огромные здания строились с малых кирпичей, пусть же каждый из нас подготовит свой кирпич и положит его на свое место, не спрашивая об окончании дела. Бездействующие люди, люди слабодушные, в оправдание бездеятельности говорят, что им нечего делать…», – отрывок из прокламации.

Для достижения большего успеха в реализации задач и подготовки очередного освободительного восстания «Демократическое общество» наладило партнёрские связи с близкими по духу подпольными организациями: «Содружество польского народа» Шимона Конарского, организация Брынко и Новицкого в Гродненской губернии, «Женский союз» на Волыни. Все они стремились вернуть утраченные свободы после раздела Речи Посполитой.

Надо представлять себе, в каких сложных условиях приходилось действовать патриотическому движению в Польше, Беларуси, Литве и Украине. Первое освободительное восстание народов Речи Посполитой 1830-1831 подавлено. Маховик репрессий набирал обороты, русификация, увеличился контингент российских войск, развёрнута борьба со всем национальным. Под удар царизма попали яркие представители интеллигенции, ремесленники и шляхта. Ликвидирован Виленский университет, вскоре запрещено униатство и отменён Статут ВКЛ. Для русского имперского духа было насколько важным событием подавление освободительного восстания, что в Петербурге возвели «Московские триумфальные ворота».

Подпольная деятельность видимо и хорошо тогда, когда группа не велика, но патриотическая сеть расширялась, активистов становилось всё больше. Франц Савич уже было задумал открыть свою тайную типографию, но в конце мая 1838 года жандармы задержали Шимона Конарского. Вскоре под арест попал и сам Савич.

Летом 1838 года деятельность «Демократического общества» была свёрнута, некоторых активистов выследили, часть устремилась в эмиграцию или вглубь Российской империи, чтобы затеряться на её бескрайних просторах.

Дальнейшая судьба лидера «Демократического общества»

Полешук попал в неволю, где выдержал очередное испытание. Человек набожный был замордован настолько, что готов был принять тяжкий грех – самоубийство. Савича пытали до самого приговора, который вынесли в феврале 1839 года. Долгие месяцы каратели пытались выбить явки и пароли, чтобы вскрыть всё подполье, но не удалось. Допрашивал полешука князь Трубецкой, в методах не стыдился: «…тягал за волосы, бил кулаком в лицо, валил на пол, топтал и месил ногами, пока я не обливался кровью». Несмотря на истязания, Савич сумел рассмотреть сущность князя: «Был это человек низкий, худой, черный, с набежавшими кровью глазками, вероломный, хитрый; он то, как лис, то опять, как собака, кусает; с черной душою, а совесть еще чернее, без милости, с сердцем, в каком никаких чувств шляхетных никогда не было»

Московские триумфальные ворота, Санкт-Петербург, wikipedia.org

Савича сослали солдатом на Кавказ. Неоднократно убегал, для чего однажды инсценировал самоубийство, но был пойман и два года просидел в тираспольской тюрьме, после чего снова отправлен в армию. Весной 1844 года предпринял очередную попытку побега, теперь успешную. Из черниговского батальона внутренней охраны, где служил помощником фельдшера, двигался к границе. Товарищи изготовили и передали своему лидеру поддельные документы.

Покинуть Украину полешук не смог. В 1845 году Франц Савич вывихнул ногу и решил задержаться в ближайшем местечке, которым оказался Янушполь (Житомирская область Украины. – Авт.). В окрестностях бушевала эпидемия холеры. Савич принялся исполнять клятву Гиппократа и сам пал жертвой болезни. Незадолго до смерти успел передать своим соратникам мемуары.

Личность Франца Савича являет собой пример самоотверженного патриота, чьи мысли и старания были направлены для лучшей доли Отечества. Минуло без малого 200 лет, а наследие полешука остаётся актуальным. Тогда наш земляк отдал жизнь за свободу, правду и справедливость и мы должны об этом помнить.    


Фото cryptowikipedia.ru
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: msavto.by