Снижение деловой активности в Беларуси уже нашло отражение в статистике. По данным Белстата, в мае в стране насчитывалось 142,1 тыс. юридических лиц – на 1,8% меньше, чем годом ранее. Численность индивидуальных предпринимателей снизилась еще значительнее – на 4,3% (до 252 тыс.). Предпринимателей стало меньше во всех без исключения регионах. Наиболее заметна эта тенденция в Витебской области, которая за год потеряла более 10% предпринимателей и около 7% организаций.
«Впервые за последние несколько лет на рынке очевидна тенденция сокращения количества субъектов хозяйствования в сегменте малого бизнеса. Причины очевидны – турбулентность в экономике, снижение активности покупателей, большой отложенный спрос и усиление конкурентной борьбы, – пояснил директор департамента массового бизнеса Альфа-Банка (Беларусь) Александр Бобко. – Потребитель, будь то рынок B2B или B2C, сейчас старается экономить и более взвешенно подходит к текущим и капитальным расходам. Если он может отложить какую-то покупку, то в большинстве случаев это делает. Бизнес вынужден затянуть пояса и стать ближе к клиенту, чтобы удержаться на плаву».
Тренд, как ожидается, продержится минимум до конца года. Судя по официальной статистике, в Беларуси почти на 40% возросло число убыточных организаций. Новые юридические лица стали регистрировать менее активно.
По оценке эксперта, активность бизнеса смещается в сегмент бюджетных товаров и услуг, а компании вынуждены больше усилий вкладывать в поиск покупателя. «Продать оказалось сложнее, чем создать или разработать. Компании, которые не успели перестроиться и не заметили изменений, либо уже «сошли с дистанции», либо близки к этому. Непросто сейчас организациям, которые ориентированы на состоятельного покупателя, немного легче тем, кто изначально работал в низком ценовом диапазоне. Особняком стоит IT-бизнес, который работает на внешний рынок», – считает руководитель департамента.
Стимулировать бизнес могут коммерческие банки. «Речь идет о создании «острова стабильности» за счет различных механизмов: снижения процентных ставок по кредитам, создания привлекательных условий для расчетного обслуживания, зарплатных проектов, разработки новых сервисов, развитии нефинансовых услуг, околобанковской инфраструктуры, – пояснил Александр Бобко. – Например, нам удалось на фоне общего снижения активности малого бизнеса увеличить количество счетов малых предприятий на 5% за первый квартал после роста на 15% в 2015 году. И в этом году мы ожидаем больший рост клиентов, чем в прошлом».
Чтобы пережить сложные времена, бизнес начал объединятся. «Компании и предприниматели осознали необходимость подставить плечо. В деловой среде стало нормой помогать, обмениваться опытом на тематических конференциях, искать партнеров среди компаний из других отраслей – работать в формате B2B-сообщества. Бизнес отказался от принципа «каждый сам за себя» и осознал, что «один в поле не воин», особенно в текущей ситуации», – добавил эксперт.
Кроме того, рыночные ниши стали занимать зарубежные инвесторы. Число компаний с иностранным капиталом в Беларуси за год выросло на 2,8%. «Инвесторы, которые приходят из России, Китая, стран Европы и Ближнего Востока, готовы работать с невысокой рентабельностью, для них на этапе внедрения важнее занять существенную долю на рынке», – отметил эксперт.
В некоторых регионах у бизнеса открылось «второе дыхание». Так, число компаний за первые четыре месяца возросло в столице и трех областях – Могилевской, Минской и Брестской. «По сравнению со вторым полугодием прошлого года сегодня ситуация более оптимистичная. Многие компании адаптировались к текущим условиям, некоторые из них нащупали новые точки роста. Все это может обернуться началом восстановления некоторых рынков ближе к 2017 году», – подытожил Александр Бобко.