Что стоит за постановлением правительства №666? Причины и последствия появления нормативного документа в интервью “Белорусской правде” анализирует директор аналитического центра Республиканской конфедерации предпринимательства Анатолий Змитрович.
– При вступлении в Таможенный союз Беларусь подписала различные соглашения, в том числе и по техническому регламентированию. Тогда отменили гигиеническую экспертизу на безопасность продукции, потому что процедура сертификации включала исследования в лабораториях на безопасность продукции. Какой смысл делать параллельную работу? На встречах в Министерстве экономике, в других государственных учреждениях предпринимателям говорили: вам же не надо делать гигиену, вы сделали сертификат – и до конца срока его действия вы будете реализовывать товар. А сертификат выдается, как минимум, на 3-5 лет.
А сейчас правительство дополнительно вводит процедуру государственной санитарно-гигиенической экспертизы – исследования на безопасность на «товар из третьих стран», который попадает на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Товар, произведенный в России, в Казахстане, не должен проходить экспертизу: мы изначально знаем, что в этих странах производится безопасный товар.
– Что означает для предпринимателей и юридических лиц возвращение экспертизы?
– В самом постановлении написано: «…в рамках административных процедур для юрлиц и индивидуальных предпринимателей вводится государственная санитарно-гигиеническая экспертиза продукции зарубежного производства с выдачей гигиенического заключения (за исключением продукции, подлежащей государственной регистрации). Постановление вступило в силу с 27 августа.
Задумайтесь: «в рамках административных процедур» – здесь вся собака и зарыта! Получается, что раньше рамки существовали, но процедура не вводилась – значит, Республика Беларусь сама нарушала законодательство. А если эта процедура не находилась «в рамках»? Следовательно, это дополнительная процедура на территории Беларуси. А где документ, который расширил рамки административной процедуры? А такого документа нет.
– Зачем Беларусь ввела дополнительную процедуру?
– Это введение санкций против товара из третьих стран, против импорта.
Правительство нарушило и беларуское законодательство, и законодательство Таможенного союза. Например, предприниматель-оптовик ввез товар из третьих стран, заплатил платежи, сделал сертификаты и спокойно реализует товар на территории России и Казахстана. Но если этот товар у россиянина покупает предприниматель из Беларуси, ему придется пройти еще одну административную процедуру, чтобы реализовать товар. Постановление №666 создает неравные условия хозяйствования для стран-участниц Евразийского экономического союза. Нарушен основной принцип ЕАЭС: свободное перемещение и реализация товаров – для России и Казахстана свободное, для Беларуси – опять не свободное.
Я бы по-другому сформулировал преамбулу к постановлению №666: «В нарушение ранее подписанных межгосударственных соглашений о создании Таможенного союза и Евразийского экономического союза Республика Беларусь в одностороннем порядке установила новые правила реализации товара из третьих стран, перемещенного на территорию Республики Беларусь».
Более того, правительственное постановление нарушает директиву №4: там четко прописано, что если вводится нормативный документ, меняющий условия ведения бизнеса, то этот документ проходит процедуру обсуждения в предпринимательских структурах. Никакого обсуждения не происходило.
– Как повлияет постановление №666 на ведение бизнеса в Беларуси?
– Уже повлияло. Оптовики за полгода заключают контракты на поставки продукции с Китаем, Турцией, Вьетнамом. Оптовики уже сейчас заказывают зимний товар, рассчитывают, какие процедуры им следует пройти, чтобы определить конечную цену продукции. А здесь дополнительно вводится государственная санитарно-гигиеническая экспертиза продукции зарубежного производства. Все ранее подписанные контракты оказались под угрозой.
Если сертификат делается на продукцию определенного производителя, продавец имеет право три года продавать его товар. В нашем случае сертификат делается на одну парию товара! Взял вторую партию товара – через три месяца обязан делать новый сертификат.
«Допускаются испытания по типовому представителю, типовому образцу однотипной аналогичной продукции одного изготовителя с последующим распространением на всю группу… количество типовых образцов составляет 30% от заявленного перечня», устанавливает Совмин. Хоть ты убей, не пойму: кто станет отдавать 30% товара под нож?..