Как отмечается, закон устанавливает “обновленную архитектуру предпринимательства”, которая предусматривает “две категории, занимающиеся предпринимательской деятельностью: юридические и физические лица”.
К юрлицам отнесены малые организации с численностью работающих до 100 человек, средние — до 250 и крупные — свыше 250 человек, а к физлицам — ремесленники, владельцы агроэкоусадеб, самозанятые, индивидуальные предприниматели.
Виды деятельности, которые смогут осуществлять индивидуальные предприниматели, будут определены правительством до 1 июля.
По видам деятельности, которые не войдут в планируемый перечень, с 1 октября прекращается регистрация новых индивидуальных предпринимателей.
Также устанавливается обязанность перехода до 1 января 2026 года действующих индивидуальных предпринимателей в юрлица. При этом для таких предпринимателей вводится “упрощенный порядок перехода в коммерческие организации с преемственностью по всем правам и обязательствам перед бюджетом и контрагентами”.
Закон предусматривает новые виды финансовой поддержки, включая возмещение из бюджета части капитальных затрат при реализации инвестпроектов с привлечением кредитов Банка развития.
Кроме того, расширяется право на получение государственной финансовой поддержки для субъектов среднего бизнеса. Ранее этот инструмент был доступен только для малого бизнеса.
Ранее сообщалось, что в перечне не будет групповой торговли, туристических и юридических услуг, организации и проведения культурных и развлекательных мероприятий, некоторых услуг в области ИТ.
По подсчетам Минэкономики, после пересмотра видов деятельности количество индивидуальных предпринимателей может сократиться почти вдвое — с 263 тыс. до 143,5 тыс., количество нанятых у них работников — с 64,6 тыс. до 47,1 тыс.
Задачу модернизировать формат работы малого бизнеса поставил Александр Лукашенко в июне прошлого года.
В 2022 году он отметил, что “айтишники и ипэшники были в авангарде борьбы в 2020 году”, “вывалились на улицы”.