Валерий Сахащик родился в Гошево Дрогичинского района в 1964 году в семье работников колхоза.
Гошево — это не Полесье, такой район, который некогда называли Загородьем, богатая, плодородная равнина. Рядом с Гошево — такие древние, с традициями, городки и бывшие города, как Здитов, Хомск, Жабер, Ополь.
Когда Сахащику было 7, семья перебралась в Дрогичин, где он пошел в школу №3, которую окончил с золотой медалью. В те годы медали в районных школах были редкостью, они доставались только тем, кто действительно выделялся знаниями.
Никаких неординарных событий с парнем в детстве не случалось: он жил жизнью обычного подростка из простой семьи, хорошо учился, и родителям казалось, что их малыш сможет сделать себе хорошую карьеру в какой-нибудь престижной сфере. Родители хотели, чтобы он поступал в Москву, в престижный МГУ.
Но вышло иначе. Большое влияние на судьбу юного Сахащика оказали советские фильмы о десантниках, он вдохновился военной романтикой и захотел быть офицером.
«Симпатичные мне исторические фигуры — создатель и многолетний руководитель советских десантных войск Маргелов, а также Ягайло. Ягайло повернул ход истории в наших краях. В целом я фанат всемирной истории и истории Беларуси, Великого Княжества Литовского. Всю жизнь покупаю и читаю книги. И не только по истории», — говорит Сахащик.
Лучшее десантное училище в СССР, как считалось, было в Рязани. Но его туда не взяли — не прошел по росту, так как дорос до своих нынешних 176 только курсантом, а на момент окончания школы недотягивал до нужных 175.
Поэтому парень в погоне за мечтой пошел в обход — поступил в Московское общевойсковое училище с расчетом, чтобы отучиться там, а потом все равно пойти служить в десант.
Московское общевойсковое училище также считалось элитным — до 1939 года его корпуса вообще стояли в Кремле.
«Там была хорошая база, качественная школа, отличный состав преподавателей. Учиться было непросто, но качество подготовки я оценил на сборах лейтенантов уже после выпуска, когда увидел, что мой уровень значительно отличается от выпускников других военных университетов», — сказал журналисту «Нашей Нивы» Сахащик в кулуарах.
После окончания лейтенант Сахащик попал служить, как и хотел, в десантную бригаду. С 1985-го три года служил в Забайкальском военном округе, потом — в Германии.
После вывода советских войск попал на родину, в Брестскую десантную бригаду. И служил там с 1992 по сентябрь 2002. последние четыре года — командовал.
Сахащик — создатель системы оценки десантников «Черный орел». Это, грубо говоря, аналог крапового берета в спецназе.
«Армия — срез общества. Что, есть институт государства, где в 2020-м руководители проявили характер, гражданскую зрелость, готовность к самопожертвованию? У нас в течение 20 с лишним лет таким образом происходила селекция руководящих кадров, чтобы эти понятия в их душах не резонировали», — сказал Сахащик в ответ на философский вопрос, почему в 2020-м армия не защитила выбор народа.
После армии Сахащик пошел в производство.
Тогда в Бресте открывался «Инкофуд» — бренд, который сейчас знаком многим. У Сахащика удалось сделать там карьеру — он начал со специалиста отдела маркетинга и дослужился до исполнительного директора.
«Действительно много сделал для завода как менеджер, за ним потом многие охотились, чтобы переманить, но он ушел в свой бизнес», — говорят бывшие коллеги. На «Инкофуд» отставному подполковнику пришлось заниматься строительством, так как новое производство росло. Там он начал улавливать, как можно зарабатывать и самому. Купил старый заводик, где начал производить стройматериалы.
«Он много куда пытался влезть. И в Африке что-то пытался строить, и в Эмиратах, но лучше бизнес пошел в Польше с ее экономическим бумом», — говорят знакомые.
Друзья его сына занимались заливкой бетона, искали деньги на расширение, но им, молодым, никто не давал, так как не доверял.
Они попросили отца друга поручиться, войти в долю — так Сахащик оказался за Бугом сначала в роли поручителя, а потом втянулся и сам.
Бизнес-успех Сахащика — это действительно история в своем роде уникальная — компания, созданная белорусами, где работают еще 900 белорусов, стала лидером роста на строительном рынке Польши.
Обращение подполковника Сахащика к офицерам после нападения России на Украину, размещенное на десятках каналов, стало одним из самых просматриваемых роликов в ютубе за последний год.
Надо сказать, что полутайная структура «Погони», брендфейсом которой выступает Вадим Прокопьев, была вдохновлена подполковником Сахащиком. Ее костяк составляют бывшие офицеры белорусских сил специальных операций, они уже воюют на передке в Украине.
Официально имя командира «Погони» еще ни разу нигде не звучало, есть основания полагать, что это имя — Валерий Сахащик.
Коммуникация с «Полком Калиновского», правда, у Сахащика не заладилась — командиры калиновцев пошли своей дорогой.
«Он гордый, отличник, по жизни всегда первый, начиная со школы. Упрямый в своих целях, очень требовательный к себе и тем, кто рядом», — дают сейчас ему характеристику знакомые с ним офицеры.
У Сахащика трое сыновей. Один из сыновей — офицер белорусской армии.
Действующие военные считают, что в политику Сахащика привели несколько моментов: несогласие с фашизацией режима и ощущение миссии защитника, недореализованность в профессиональной сфере, а также влияние товарища — Вадима Прокопьева, сумевшего внушить Сахащику, что он — возможное спасение для Родины.