Белстат обнародовал свежую статистику о доходах белорусов. Согласно его данным, в феврале средняя начисленная зарплата в Беларуси составила 1.277,1 рублей или 490,5 долларов по среднему курсу февраля. Это меньше чем в январе – 503,9 доллара, в декабре 2020-го – 576,6 долларов и меньше, чем год назад – в феврале 2020-го- 510,9 долларов.
И это начисленная средняя зарплата до вычета налогов. На руки в среднем выходит ещё на 14% меньше.
Почему зарплата падает второй месяц подряд и никак не достигнет сакральной для власти цифры в «попяццот», Myfin.by поинтересовался у экономиста.
Как заметила академический директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра “BEROC” Катерина Борнукова, в феврале доходы упали в том числе и потому, что это короткий месяц и те, у кого заработок зависит от выработки, получили меньше.
«Так что сезонность есть, но общая тенденция, тем не менее, указывает на структурную слабость белорусской экономики: 500 долларов стали для власти непересекаемой чертой – как только средние зарплаты поднимаются выше этого показателя, тут же экономика начинает терять свою конкурентоспособность и приходится что-то корректировать. К примеру – валютный курс». – сказала Катерина Борнукова.
По мнению эксперта, из этой ситуации для руководства страны имеются два выхода.
Первый – если сложатся невероятно благоприятные условия на внешнем рынке, и за счет роста реального экспорта экономика будет конкурентоспособной и с зарплатами выше 500 долларов. Второй вариант – если в Беларуси пройдут те самые структурные реформы, о которых эксперты говорят годами.
В ином случае роста реальных зарплат или средних зарплат в долларах до 500 и выше ожидать не стоит.
При этом экономист отметила, что пока речь идет не о падении зарплат, а о медленном заторможенном росте экономики и, соответственно, о рублевых зарплатах, которые власть постарается удерживать на текущем уровне.
Говоря о ситуации в ближайшие месяцы, Катерина Борнукова обращает внимание, что если рост даже и будет, то очень небольшим и этот номинальный рост будет съедаться достаточно высокой инфляцией.
«И в этой реальности мы будем жить не месяц, а годы – если в стране не произойдет перемен», – считает она.