За пять веков поселение пережило взлёты и падения, с ним связаны имена выдающихся личностей, время оставило богатое историко-культурное наследие, поэтому сегодня Поречье представляет собой интересный туристический объект.
Если двигаться со стороны Пинска, то попасть в Поречье можно по автодороге Ивацевичи-Пинск-Столин, свернув влево, не доезжая моста через реку. В здешних местах берега левого притока Припяти, коим является Ясельда, хранят магический ореол, ощущается пульс полесской земли. Ясельда, словно вена, пронизывает пинские болота.
Не удивительно, что тут подолгу любили уединяться выдающийся белорусский политический деятель Роман Скирмунт и известная белорусская поэтесса современности Евгения Янищиц. Это их родные просторы, которыми восхищались и обогатили своей жизнью.
Поречье без Скирмунтов не Поречье
Конечно, первые упоминания о поселении далеко не связаны с родом Скирмунтов, но именно эта фамилия станет ключевой в истории села. В 1495 году пинская княжна Мария жалует два дворища Матвею Гричине – это первое письменное сведение о Поречье. Селением владели то сразу несколько хозяев, то Огинские. Славный выходец рода, автор знаменитого полонеза «Прощание с Родиной» Михаил Клеофас Огинский продает Молодово и Поречье Шимону Скирмунту, предводителю дворянства Брестского воеводства, депутату Сейма. Новый хозяин больше уделил внимание Молодову, где построил небольшой дворец и ряд сельхозпостроек.
Уже его сын, Александр Шимонович запустил сахарно-рафинадный завод, отработавший без малого два десятилетия. Открыл в Поречье текстильную мануфактуру – модернизированный суконный завод. Производство принесёт не только прибыль, но и международное признание. В 1865 году большая серебряная медаль на выставке в Москве, в 1867 году похвальный лист на выставке мануфактур в Париже.
После смерти Александра Шимоновича, его дело в Поречье продолжил сын Александр Александрович. Помимо производства, он заинтересовался политикой, и род Скирмунтов, помимо землевладельцев и промышленников, пополнился государственниками.
В 1873 году на Всемирной выставке в Вене пореченская суконная фабрика получила медаль за заслуги, в 1878 году на Всемирной выставке в Париже фабрика награждена серебряной медалью, а в 1882 году на московской выставке – золотой.
Развивая промышленность и пополняя капиталы, Скирмунты не забывали о крестьянах. В особенности Александр Скирмунт и Роман Скирмунт считались на равных со своими рабочими.
На производстве были созданы все необходимые по тем временам условия. Самый главный вопрос, проходящий через века, – жилищный. При фабрике построено 4 дома на 90 квартир и 4 интерната для несемейных. Оплачивалось питание, аренда жилища, услуги доктора и содержание больницы на 12 койко-мест. Для детей рабочих действовало бесплатное училище, где обучали грамоте и ткачеству.
Лучшие работники направлялись на семинары и курсы, как внутри страны, так и за рубеж. Хорошо работал карьерный лифт. Простой селянин достигал руководящих должностей на фабриках, а также имел шанс возглавить производство, быть администратором либо директором.
Роман Скирмунт организовал в Поречье автобусный рейс, начал проводить сельскохозяйственные ярмарки для поощрения крестьян. Выдавался строительный материал для жилища, оказывалась помощь пострадавшим в результате пожара или иного бедствия. В 1930-е годы село насчитывало 298 дворов с почти тысячей жителей.
Упадок Скирмунтовского Поречья пришёлся на Вторую Мировую войну. К сожалению, до наших дней уцелела лишь малая доля от промышленного рая в глубинке Полесья.
Религиозная жизнь. Роман Скирмунт: не меняй сорочку, данную при рождении!
В 1866 году в Поречье построили деревянную церковь с одним куполом. Через 40 лет, в результате пожара, святыня утрачена. Тогда по решению Романа Скирмунта начато возведение католического костёла Сердца Иисуса, который не сохранился, и православного храма Рождества Богородицы. Кстати, в церковь была перенесена местночтимая икона Пресвятой Богородицы. В 1872 году икону обновили, о чём сделали надпись рядом с которой молитва: «Владычице и Мати Избавителя, прими моления недостойных раб твоих». Существует предание, что святыню передал в здешние места сам святитель, митрополит Дмитрий Ростовский.