Категории: Культура

Православные vs протестанты на Полесье

Почти 100 лет на территории современного Белорусского Полесья не утихают споры о том, кто такие протестанты, откуда они взялись, а главное - зачем. По-разному их называют в народе, и они в ответ за словом в карман не лезут. Но в чём же корень раздора и где кроется причина отступничества? Попробуем разобраться на конкретных исторических примерах, которые имели место быть на Полесье чуть более века назад. 

В современном обществе термин «вероотступничество» утерял полный смысл. Во всяком случае нет того осуждения, которое существовало в начале ХХ века. В те времена бросить вызов православной либо католической церкви – очень смелый шаг, за который можно было дорого поплатиться. Но часть полесского люда перешла рубикон. Вряд ли их «перекупили» американские агенты и поманили «гуманитаркой» или непонятными доселе свободами. Всё иначе, был протест…

Крестьяне взбунтовались против излишеств священнослужителя

В Доброславской волости Пинского уезда (современный Пинский район), состоящей из 17 деревень, 130 лет назад разгорался нешуточный конфликт между прихожанами и священником. Конфликт длился целое десятилетие. Местный батюшка намеревался взять подписку у жителей деревни Лыще о том, что они будут по необходимости оказывать поддержку храму в Доброславке. Священник получил грубый отказ и начал жаловаться в епархию, полицию и властям.

Селяне не то чтобы оказались скупыми, просто жизнь особо не баловала, не было у населения денег и иных богатств. Батрачили беспощадно в полях и на хозяйстве, еле на пропитание зарабатывали. Хотя с момента отмены крепостного права уже прошло двадцать с лишним лет, для крестьян реально ничего не поменялось. Они оставались бесправными, самым незащищённым и униженным сословием. На этом фоне достаток священника очень резонировал, и попытка «официально оформить» добровольное пожертвование вызвала возмущение.

Служитель Доброславского прихода имел во владении 85 га земли и жалование в 33 рубля. Доход рабочего был в три раза меньше, даже учитель не получал больше 15 рублей, что говорить про крестьянина.

Селяне не взялись за топоры и косы, просто игнорировали поборы. Священнослужитель принял незамедлительные меры, о каждом факте неповиновения сообщал в полицию. Вскоре правоохранители взялись за дело и законом вынуждали уплатить необходимые суммы на потребности церкви.

Кроме этого, в Лыще развернули строительство храма, которое планировалось закончить к 1888 году. Из-за очередного саботажа крестьян сроки сдвинулись на два года. К концу 1880-х началу 1890-х годов конфликт усугубился тем, что местные жители начали захватывать церковные наделы и высекать церковные леса. Опять же не от хорошей жизни. Но делу придали антицерковный характер.

Полиция всё чаще вмешивалась в отношения священнослужителя и прихожан. Встала необходимость защиты храма от разъярённых несправедливостью крестьян. Парадокс, но ночные караулы состояли также из крестьян, только, правда, тех, кто ещё сохранял преданность священнику. Патруль оказался неэффективен, и местный кузнец изготовил решётки для окон храма.

В 1888 году церковь отмечала знаковый юбилей – 900-летие Крещения Руси. Во всех храмах и приходах проходили праздничные мероприятия, где объяснялась важность Крещения Руси. Совершались торжественные молебны. В Доброславском приходе жители Лыща проигнорировали празднования, о чём незамедлительно доложили в вышестоящие инстанции.

Вскоре крестьяне из деревень Лыще, Рудня, Пучины и Липники перешли к полному игнорированию церковной жизни. В 1895-1896 годах власти предприняли попытки силой заставить крестьян прийти к исповеди. В списках оказалось свыше 100 местных жителей, но, притянув насильственно в храм, удержать силой не получилось.

Конфликт оказался бескровный, своеобразная «итальянская забастовка». Важно то, что никто из крестьян, прошедших через полицию и административные органы, не заявил об отречении от веры, но высказывали негодование поведением священнослужителя.

Неимоверные суммы за отпевание и венчание

В первой половине 1920-х годов пинскую поветовую управу местные жители заваливали жалобами на служителей церкви.

Крестьяне из села Невель возмущались поведением батюшки, затребовавшего для отпевания, помимо денег, несколько пудов зерна и шёлк.

Житель деревни Заморочье не смог обвенчаться из-за того, что батюшка потребовал за церковный обряд 50 злотых (огромные по тем временам деньги. – Авт.), а у жениха было всего 10 злотых. Аналогичных примеров предостаточно. И дело не в скупости, а в нищете.

Про бедность в Полесском воеводстве неоднократно вспоминал уроженец Пинска, известный польский публицист Рышард Капустинский. Уровень экономического развития воеводства был значительно ниже уровня развития остальных регионов довоенной Польши. В экономическом плане Полесье являлось наиболее отсталым и архаичным регионом страны. Промышленность Полесского воеводства была несущественна, а сельское хозяйство развивалось очень слабо. Вместе с тем, по сравнению с предыдущими годами, жизнь полешуков улучшилась, но не достигала среднего уровня.

Конечно, не все священники были крохоборами. Яркий тому пример – настоятель храма святой Параскевы Пятницы в Месятичах Иоанн Кирдан, в миру полковник Иван Данилович Кирдан (1874-1955). Он служил в Месятичах с 1921 по 1955 год. Защищал от атеистов и нацистов старинную полесскую церковь, оберегал месточтимую святыню Месятичскую Божью Матерь и не давал в обиду прихожан. До сих пор здешние жители считают его своим заступником. Ставят в пример, как благородного, высоко духовного и благочестивого человека. Его могила всегда убрана. Жители Месятичей поддерживают старенький памятник, не давая времени взять над ним верх.

Миссионерские комитеты Полесской епархии – просветительская «инквизиция»

Как уже говорилось, бедность преследовала жителей Полесского воеводства, и, чтобы вырваться из её оков, свыше 100 тысяч полешуков покидают родной край в поисках лучшей доли. В 1920-1930-х годах полесские крестьяне устремляются в Соединённые Штаты Америки, страны Западной Европы. Кто-то найдёт эту самую лучшую долю, кто-то вернётся домой, а кто-то погибнет, не отведав заморского счастья.

Такая участь ждала выходца из деревни Невель Климента Гладуна. Попав в США, полешук нашёл работу, начал обживаться в новых условиях. Однажды в Детройте происходил масштабный митинг рабочих, участие в котором принял Климент Гладун. Вначале возникла потасовка со стражами правопорядка, а после – перестрелка, во время которой смертельно ранило полешука.

Но нас интересует группа полесских жителей, вернувшихся из западных стран. Помимо капитала, каждый второй привёз багаж познаний и, в том числе, о религиозной жизни. С простыми полесскими мужиками в край начали заезжать первые пасторы – протестанты. Надо признать, что пасторы попали на «подготовленную почву» самими же православными и католическими священнослужителями.

У крестьян появилась альтернатива. Костяк первых протестантов на Полесье сформировался из «идейных», тех, кто отошёл от церкви по вине священников. Дальше присоединялись малопросвещённые жители, и к 1930 году на Полесье действовали десятки протестантских общин: свидетели Иеговы, марьявиты, годуровцы, зеленосвентковцы, пятидесятники, баптисты, адвентисты, последователи «пророка Илии».

Первоначально преуспевали пятидесятники, число которых к началу 1930  года составляло 1.983 человека, половина из них проживала в Пинском повете. Не отставали зеленосвентковцы, у них было 2.146 верующих  и адвентисты с 223 последователями.

Несмотря на то, что общее количество протестантов за всю историю Полесского воеводства не превышало 1% населения, Полесская православная епархия создала по регионам миссионерские комитеты. К середине 1920-х годов таковых было 14, составом от 5 до 10 человек. Главной фигурой в комитете был миссионер-проповедник. В его обязанности входило: посещение мест, где велась протестантская пропаганда, произнесение проповедей среди православных и публичных собеседований с лжеучителями, участие в организации церковно-приходских и пастырско-приходской миссий, распространение просветительской православной литературы.

Миссионерские комитеты во всех приходах по возможности, а в районах, где появлялись протестанты, обязательно организовывали «миссионерские ячейки» из грамотных и преданных прихожан. Такие ячейки служили консолидирующим центром для остальных прихожан, где они могли совместно просвещаться. Комитеты организовывали «миссионерские дни», своеобразные форумы-ярмарки.

Главным козырем миссионерских комитетов была организация публичных диспутов, во время которых раскрывалось различие между учением церкви и протестантскими заблуждениями.

Такая реакция официальной церкви и костёла обусловлена агрессией, исходящей от инаковерующих, в адрес других христиан, а также фактами издевательств и неадекватного поведения. Стало известно, что один из пасторов делал своей супруге надрезы с кровопусканием. Кровь собиралась в стеклянные сосуды для помазывания последователей. В другом случае отец до полусмерти избивал родную дочь за то, что она не отрекается от церкви вслед за ним.

На Полесье между православной и римо-католической церковью также существовали разногласия и велась борьба за души и умы прихожан. Не редкостью был переход из православных в католики и обратно, как и наоборот, порой целыми семьями. Но это не был столь острый конфликт, всё же в государстве церковь и костёл имели статус официальных религий. Епископ Александр Иноземцев и бискуп Казимир Букраба в некоторых случаях объединяли усилия для борьбы с нетрадиционными вероучениями. Известно, что Букраба и Иноземцев имели тесное общение. Часто прогуливались по Пине на лодке, иерархи понимали, что важнее единство Христианского мира, чем его раздробленность и смятение.

Епископ Александр Иноземцев сделал главное заключение из противостояния между церковью и протестантами. Для того, чтобы православная церковь сохраняла свои позиции, необходимо изменение самих священнослужителей, надо быть равным со своими братьями по вере, уничтожать злобу и безостановочно повышать уровень духовности. Священник должен быть авторитетной фигурой, лидером, объединяющим прихожан, а не источником раздражения.

Несмотря на серьёзную антипротестантскую работу, перед началом Второй Мировой Войны в Полесском воеводстве насчитывалось свыше 100 молитвенных домов, количество последователей выросло в разы.

По сегодняшний день «диспут» между православными и протестантами продолжается. Временем возникает ощущение, словно ничего за это столетие не изменилось и общество всё живёт какими-то стереотипами. Быть может, Медиа-Полесье смогло приблизиться к причине противостояния…

Последние новости

Спасенные белорусские альпинистки рассказали, как выжили в горах Турции

Сестры-белоруски, которых двое суток искали в горах Турции, застряли из-за снегопада и ждали помощи в…

15 часов назад

Макс Корж выпустил первый клип после угроз ГУБОПиКа

«Вообще не планировал никуда выезжать. Пришли пацаны и сказали: «Слушай, что будем делать дальше?».

15 часов назад

5 признаков того, что ваши отношения с бывшим партнёром токсичны

Помните, что человек, с которым вы расстались, уже не номер один в вашей жизни.

15 часов назад

Тренер футбольного клуба из Англии связал неудачи своей команды с призраками

Главный тренер «Суиндона» из четвертой английской лиги Иан Холлоуэй нашел необычное объяснение плохим результатам своих…

17 часов назад

Под Мозырем отец сажал сына на цепь, чтобы тот делал «домашку». Ребенок не мог даже поесть и сходить в туалет

В Мозырском районе отец приковывал двенадцатилетнего сына цепью к батарее, чтобы тот не бродяжничал и…

18 часов назад

Доллар снова побил исторический максимум

На торгах Беларусской валютно-фондовой биржи 21 ноября доллар снова подорожал и установил очередной исторический максимум…

18 часов назад