3 декабря 2024, вторник20:26

Общество

История полковника Кирдана – протоиерея Иоанна

8 января 2015, 9:28

Церковь Параскевы Пятницы в Месятичах построена в 1794 году. Её не закрывали, не уничтожали 

Церковь Параскевы Пятницы в Месятичах построена в 1794 году. Её не закрывали, не уничтожали 

Личности создают историю, влияют на судьбы людей, оборачивая время вспять. Полковник Иван Данилович Кирдан (1874-1955) половину жизни защищал Отчизну. Вряд ли мог представить, что ещё столько же, но в сане протоирея, придётся защищать от атеистов и нацистов старинную полесскую церковь, оберегать месточтимую святыню и не давать в обиду прихожан. До сих пор здешние жители считают его своим заступником. Ставят в пример, как благородного, высоко духовного и благочестивого человека.

Откуда пришёл полковник Кирдан в Месятичи?

Если верить энциклопедиям, то Кирданы походят из древнего муромского боярства, имевшего особую привилегию от царя Ивана Грозного.

Иван Данилович Кирдан попал в село Месятичи, что в 25 километрах на юг от Пинска, после разгрома в Крыму войск Врангеля. Отправиться в эмиграцию полковник не захотел, как и задерживаться в Крыму. Оставшихся на полуострове ждала смерть от рук большевиков, а эмиграция была чем-то непонятным, далёким. Направиться вглубь Украины – также не безопасный вариант, повсюду банды и озлобленные гражданской войной люди, но это казалось лучшим, чем заокеанская неизвестность. Семью пристроил в Киеве, а сам направился дальше, чтобы отвести все подозрения. Об этом протоиерей расскажет селянам незадолго до смерти.

Добравшись до Месятич, Кирдан узнаёт, что в селе нет священнослужителя – бежал от большевиков. Поговорив с жителями, 47-летний полковник сменил мундир на рясу. Это было обоюдным решением. Селяне понимали, что перед ними образованный человек, который не только сумеет службу провести, но и поможет грамотно написать необходимые документы. Впереди его ожидало более 30 лет служения Богу и людям.

Украиноязычный писатель из Месятич Фёдор Одрач (1912-1964) в своих воспоминаниях делится мыслями о Кирдане. Одрач называет Ивана Даниловича офицером армии Украинской Народной Республики, так ему сказал односельчанин. Впрочем, писатель приводит лишь один аргумент – протоиерей говорил по-украински (на местном диалекте). Не удивительно, ведь воспоминания, Одрач датирует осенью 1939 года, когда Кирдан прожил на Полесье 18 лет.

Писатель подчёркивает особую серьёзность протоиерея, выправку, грубоватый голос. А каким же ещё мог быть полковник царской армии? К воспоминаниям Фёдора Одрача вернёмся позже.

Явление Месятичской Божьей Матери

Святыня появилась в Месятичах задолго до прихода Кирдана. Сведенья о чудотворной иконе Божией Матери, находящейся при сельской церкви, собирал для дипломной работы в 1998 году студент 5 курса Минской Духовной семинарии Дионисий Бахревский. Работу курировал кандидат богословских наук, Архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан. Сберёг информацию житель села Алексей Николаевич Шпаковский.

«Осенью 1893 года купеческий пароход, следовавший из Пинска в Киев, был застигнут непогодой. Сильный ветер бросал баржи из стороны в сторону. Капитан принял решение переждать разбушевавшуюся стихию. Корабль стал на якорь. Вечером матрос Иван Михайлович Шпаковский (по прозвищу «дед Ульяныч») вышел на палубу. Его внимание привлёк небольшой предмет, светившийся и плывущий против течения в сторону Пинска. От непонятного страха Шпаковский оцепенел.  Однако «дед Ульяныч» был смел. Он взял лодку, подплыл к странному предмету и осторожно извлёк его из воды. Светившейся оказалась небольшая дощечка с изображением Божией Матери с Младенцем на руках. Эту икону матрос бережно взял с собой. Вскоре непогода утихла.

Пароход благополучно добрался до Киева, где и встал на зимовку. Команду распустили по домам. Иван Михайлович возвратился в родные Месятичи. В то время икона представляла собой выразительный, красочный, весьма красивый образ. Такой икона была в течение 3 лет в доме Шпаковских. Однажды в деревне возник пожар, дом Шпаковских остался невредим. Семья дала приют и кров погорельцам. Одна из женщин, чей дом сгорел во время пожара, не отличалась благочестием и уважением к святым иконам. Как только она улеглась на лавку перед образом, пелена покрыла икону. Шпаковский попытался снять ножом налёт на иконе, эта попытка оказалась тщетной. Нож согнулся, а рука Ивана Михайловича стала сохнуть. Такой она и осталась до его смерти. Икону отнесли в церковь, где пелена тут же исчезла. Жадность заставила забрать Шпаковского образ назад домой, где он вновь покрылся пеленой. Дав обет никогда не забирать её, Шпаковский вновь отнёс икону в церковь. Приходской священник не почтил святыню. И вместо того, чтобы отслужить молебен перед чудотворным образом, он стал соскребать ножом налёт на иконе. Но и его попытки были неудачны»…

За год до Первой Мировой войны (1914-1918) в селе появился новый священник. С почтением отнёсся к чудотворной местночтимой иконе, а вот жена заняла противоположную позицию. Считала все рассказы небылицами и пыталась убедить в этом своего супруга.

В том же 1913 году во время праздничного богослужения на глазах у большого числа прихожан пелена с иконы исчезла. Селяне рухнули на колени перед Божией Матерью, прославляя её. В этот сакральный момент в храм вошла жена священника и икона сразу же покрылась пеленой.

Семья священника в Месятичах не задержалась, покинув село после революции 1917 года. Место батюшки занял полковник царской армии Иван Данилович Кирдан.

Месятичская Божья Матерь при протоиерее Иоанне

Настало время тревог и надежд. В 1921 году Пинщина вошла в состав Польского государства. Вскоре общепольский процесс ревиндикации начался и на недавно присоединённых землях. Власти Польши изымали часть имущества Русской Православной Церкви и православных общин, принадлежавших им до распада Российской Империи в пользу римско-католической церкви. Считалось, что таким образом исправляется историческая несправедливость, когда после раздела Речи Посполитой в 1795 году костёльное имущество передали православной церкви. Ревиндикация вызывала протесты мирного населения.

В 1922 году епископом Пинским и Полесским стал Александр (Иноземцев). Иерарх поддерживал дружественные отношения с костёлом, стремился не разжигать среди христиан ненависть. Политика епископа Александра сохранила единство Христианского мира на Полесье, не предоставила возможности для вражды.

К середине 1920-х годов об иконе Месятичской Божьей Матери знали далеко за пределами села. Поклониться святыни приходили верующие со всего Полесья. Протоиерей Иоанн с большим почтением отнёсся к местночтимой иконе и в 1929 году организовал крестный ход. Многие полешуки смогли получить благодать. Зарождалась традиция отмечать «Десятуху». С той поры и по сей день на десятую неделю после Пасхи в село съезжаются верующие из Беларуси и Украины. Проходят праздничная литургия и крестный ход, во время которого желающие получить прощение, прибавление сил, избавиться от недуга проходят под находящейся в киоте иконой Месятичской Божей Матери.

С киотом (особый украшенный шкафчик для икон. – Авт.) также не простая история. Он изготовлен и доставлен местными жителями из США. В конце 1920-х начале 1930-х годов, тысячи полешуков устремились на заработки за океан. Выехали в Америку и месятичские мужики. Вскоре получили важное задание приобрести для святыни киот.

«Какие тогда были деньги? Собирались всем селом, кто что мог. Кто яйцо даст, кто муки…, и всё везли в Пинск, где и меняли на деньги. Потом эти средства переправляли в США. Потихоньку насобирали нужную сумму и с нетерпением ждали киот», – из воспоминаний церковной певчей Веры Степановны.

Когда в село привезли долгожданный киот, представляющий собой виноградные гроздья с листьями, протоиерей Иоанн провёл службу. Благословил всех жителей, внёсших свою лепту в доброе дело. Святыня так и хранится.

По словам верующих, икона творит чудеса. В 1930-е годы невидящая жительница деревни Радчицк ходила пешком в Месятичи, преодолевая 20 километров, с верой, что Божья Матерь ей поможет. Чудо произошло в один из дней. Когда закончился молебен перед иконой, женщина прозрела. Излечивались миряне от разных болезней. Чудеса происходят и в наши дни.

Отрадно, что святыня исцелила и правнучку Шпаковского, Ольгу Пахальчук.

«В начальных классах меня систематически беспокоила головная боль. С горячей мольбой о заступничестве моя мама меня проводила под иконой. Вскоре боли ушли. Нужно сказать, что, согласно нашему местному обычаю, выздоровевшие в благодарность Пречистой приносили к подножию Её Образа головные платки. Также и я вместе с мамой отнесла плат к стопам Богоматери. Позже эти приношения раздавали малоимущим, тем не менее, количество сих «видимых памятников благодатной помощи» не убывало», – поделилась воспоминаниями правнучка.

Несколько лет назад реликвию намеривались украсть. Злоумышленник пытался тайно проникнуть в храм. Что ему помешало – неизвестно, но местные жители утверждают о защите протоиерея. По их словам, преступник кричал нечеловеческим голосом, уверяя, что видел странного священника.

Перед трагедией 1939 года Месятичская Божья Матерь вновь «открылась», сошла  пелена.

Взволнованным прихожанам, собравшимся в храме, протоиерей Иоанн объяснил, что это знак надвигающейся великой беды. К тому времени в селе уже поговаривали о войне. Набожный Владимир Шоломицкий, знавший на память Евангелие, рассказывал, что у него было видение. В небе появились два орла, чёрный и белый, долго бились, упали на землю. Чёрный резко поднялся и клюнул красного в голову…

Власть Советов в Месятичах и нацистская оккупация

Первые коммунисты в селе появились к концу сентября 1939 года. Агитаторы собирали жителей на митинг, где рассказывали о новой жизни и агитировали войти в состав БССР. Выбирали делегатов на Народное Собрание в Белосток.

Впервые на Полесье крестьян втягивали в политику, впервые власти сами шли на контакт. Местным было интересно: до этого село жило своей жизнью, а появление любого чиновника означало что-то плохое. На митинги ходили строго после церковной службы.

Протоиерей Иоанн просвещал прихожан, призывал быть осторожными и не поддаваться на обещания лёгкой жизни. Проповеди священника вызвали интерес у представителей новой власти. Крестьян расспрашивали о священнослужителе. Несмотря на всё добро, сделанное Иоанном, донос имел место быть. Молодой комиссар лишь усмехнулся военному прошлому протоиерея, сказав, что этот 65-летний старик и так доживёт свой век, не до него. Наверное, если б к тому времени Кирдан рассказал всю правду о себе, то репрессий ему не удалось бы избежать.

Вернёмся к воспоминаниям Фёдора Одрача. Писатель отмечает, что Кирдан убеждений не менял и просил крестьян не изменять своим традициям, оберегать душу от сладкой лжи. Он не пытался накрутить местных против большевиков, но предостерегал. Жители верили духовнику. Возможно поэтому в селе не нашлось «перевёртышей», готовых угодить атеистическим веяньям новой власти. Храм и его настоятель остались нетронутыми.

Во время нацистской оккупации протоиерей вёл себя также разумно. Понимал происходящее вокруг адекватно и оберегал прихожан от непродуманных поступков. Безустанно молился…

Несмотря на расколы в православной церкви во время Второй Мировой войны, протоиерей сумел удержать своих прихожан от согрешений и словно «законсервировал» время.

Говоря о чудесах, местные жители отмечают, что раз ни большевики, ни фашисты не тронули их храм, то в этом и есть сила святыни и заслуга Кирдана. Церковь Параскевы Пятницы в Месятичах построена в 1794 году и её никогда не закрывали, не глумились и не уничтожали.

Образ протоиерея Иоанна – пример для священнослужителей

На протяжении всех 30 лет служения в Месятичах Кирдан сохранил незыблемый авторитет в глазах сельчан. Протоиерей Иоанн, с позволения жителей, получил неофициальную власть.

«Слушали его песни без устали. Как он играл на гитаре, а какой у него был голос! Сядет у открытого окна в своей комнате и ударит по струнам. Песни, романсы плывут по всему селу. Слушаем и просим ещё-ещё! Знал много интересных историй, легенд. Учил нас. Но что касается исполнения песни, то такого ещё не слышали. Закроешь в тишине глаза, и будто бы снова льётся по улицам его голос, знакомые мелодии», – из воспоминаний жительниц Месятич Серафимы Демитриевны и Веры Степановны.

Песни в исполнении протоиерея Иоанна, не давали спокойствия и Фёдору Одрачу.

«Садился в комнате, у открытого окна и играл на гитаре, пел. Прихожане слушали его на улице. После «Кармелюка» отец спел ещё «Думу о Морозенко», «Думу о Нечае» и несколько бытовых песен. Так прошёл вечер. Душа моя воспринимала чары родного прошлого … », – писал Одрач.

Восторг местных жителей вызывало и то, как протоиерей правил в церкви. Голос звенел ясно, отчётливо. Все проповеди были поставлены грамотно, хотелось слушать и слушать. Каждое слово воспринималось до глубины души. Прихожане проникались молитвой.

Когда полковник Кирдан пришёл в Месятичи, у него ничего не было. Первое время пожил у прихожан, а потом с мужиками сделали небольшую пристройку к храму, где и жил священнослужитель. Всё его имущество – гитара и одеяние священника.

Ни разу на священника не пожаловались. Ни при Польше, ни при Советах, хотя такая возможность предоставлялась властями. Доносов ждали, и с невероятной усердностью разбирался каждый факт.

Отслужив Пасхалию 1955 года, на второй день Великого христианского праздника протоиерей Иоанн отошёл в вечность. Все 80 лет своей жизни полковник Кирдан, а впоследствии священнослужитель Иоанн отдал служению Отчизне и Богу.

Его могила всегда убрана. Жители Месятич поддерживают старенький памятник, не давая времени взять над ним верх.

Где эти Месятичи и что это за село?

Сегодня Месятичи – это небольшое поселение в Пинском районе, здесь живет чуть более 100 человек. Попасть сюда можно по дороге, ведущей в Столин через Лемешевичи.

Впервые Месятичи упоминаются в 1516 году как владения Мартина и Ваньчи Литвиновичей. Право их владения на здешнюю землю в 1524 году подтвердила королева Бона, а позже и сам король Речи Посполитой Жигимонт ІІ Август, благодаря чему Месятичи стали вотчиной шляхетского рода Литвиновичей. В 1794 году построена церковь Параскевы Пятницы. Около села найдены стоянки бронзового и железного века.

Внутри храма находится орёл Российской Империи. Раньше он занимал место у алтаря, позже его можно было наблюдать в окне.

В 1912 году в Месятичах родился полесский писатель Фёдор Одрач. Работал учителем, публицистом и редактором региональных СМИ. Перед окончанием Второй Мировой войны покинул Полесье, перебравшись в Канаду, где скоропостижно скончался в 1964 году.

В нынешнем году Полесье ждёт два значимых юбилея связанных с Месятичами – 220 лет возведению церкви Параскевы Пятницы и 140 лет протоиерею Иоанну.


Руперт Гринт будет вынужден уплатить 2,3 миллиона долларов налогов / фото Getty Images
Фото: НАУ