В предисловии говорится о том, что после смерти кардинала в 2011 году в Пинске в его вещах была обнаружена папка с машинописными страницами, на которой было указано, что ее необходимо отдать в руки тогдашнего канцлера Курии Пинской епархии Римско-католической церкви ксендза Станислава Паулины.
Тот для подготовки книги к печати передал папку католическому издательству Pro Christo в Минске. А оттуда материалы поступили для редакторской работы профессору Эльжбете Смульковой — бывшей руководительнице отдела белорусской филологии Варшавского университета, экс-послу Польши в Беларуси.
В итоге книга вышла в польском издательстве Apostolicum и доступна к покупке онлайн. Книга — на польском языке, на котором и писал свои воспоминания автор.
О планах перевести книгу на белорусский язык и издать ее в Беларуси пока не сообщается.
В апреле 1939 года в Пинской духовной семинарии Казимир Свёнтек был рукоположен в священники. После 10-летней ссылки в сталинские лагеря, в 1954 году Свёнтек вернулся в Пинск и стал настоятелем пинского кафедрального собора Успения Пресвятой Девы Марии. Он приложил уйму усилий, чтобы на месте костёла, которым пинчане по праву гордятся, не сделали пивоваренный завод.
Совместно с прихожанами Свёнтек сохранил старые кладбища по улице Спокойной. На месте Пинского некрополя планировалось построить стадион.
Он вновь открыл Высшую духовную семинарию имени святого Фомы Аквинского.
В 80-х годах прошлого века под руководством и активнейшем участии Свёнтека была проведена реставрация храма.
В 1994 году Папа Римский Ян Павел II присвоил Свёнтку кардинальский сан, таким образом, Казимир Свёнтек стал первым белорусским кардиналом.
В 1996 году Пинский костёл был возведён в ранг малой базилики. В 2001 году ксёндз-кардинал открыл Пинскую духовную семинарию. В 2004 году Папа Иоанн Павел ІІ вручил кардиналу специальную награду Fideitestis («Свидетель веры»).
Казимир Свёнтек умер 21 июля 2011 года в возрасте 96 лет, он был старейшим в мире действующим кардиналом. Его похоронили в крипте костёла Успения Девы Марии в Пинске.
В книге воспоминания кардинала разбиты на части по периодам. Значительная часть текста посвящена времени, проведённому под арестом и в нечеловеческих условиях сталинских лагерей.
«Когда я сидел на Володарке…» — с таких слов начинается один из эпизодов воспоминаний священника. Так и сейчас называют тюрьму (СИЗО-1 на улице Володарского) в Минске, через которую, к сожалению, и в наше время проходят многие верующие.
А название книге дал другой эпизод из воспоминаний кардинала Свентка о его аресте — на этот раз в «американке», тоже хорошо известной в нынешнее время:
«Однажды нам принесли довольно горячую крупу в металлических мисках. Когда я положил в эту кашу деревянную ложку, вскоре послышалось тихое, но вполне отчетливое для уха какое-то шипение, создавшее будто бы полные сожаления, печали и меланхолии мелодии.
Мы вдвоем с интересом слушали эти оригинальные звуки. И тут в моей голове вдруг возникла мысль, которой я поделился с профессором: «Вот готовое название для наших воспоминаний — мелодии деревянной ложки».
Верный незабываемому ощущению этих, я бы сказал, нежных, печальных и тоскливых звуков деревянной ложки в миске с кашей на советской «американке» в Минске, когда я через много-много лет приступил к увековечиванию своих воспоминаний, я не мог назвать их иначе, как просто: мелодии деревянной ложки.
Я использовал это название для всех фрагментарных воспоминаний за всю мою жизнь. Считаю, что не только мои тюремные и лагерные переживания, но и все другие переживания от детских лет до наших дней носили и несут обертоны мелодии не изысканной, золотой, серебряной или хотя бы металлической, а именно простой деревянной ложки».