21 сентября 2024, суббота11:34

Общество

Лукашенко ослабил угрозу своей власти, но недовольство людей никуда не делось

16 июля 2020, 10:00

Фото иллюстрационное

Фото иллюстрационное

Если на предвыборные митинги станут выходить десятки тысяч белорусов — это будет новая реальность, говорит аналитик…

Такой масштаб уличных акций, как вечером 14 июля, когда в разных городах Беларуси протестовали против отказа в регистрации кандидатами на президентских выборах Виктора Бабарико и Валерия Цепкало, режиму, конечно, не страшен. Репрессиями и нейтрализацией опасных противников Александр Лукашенко в значительной степени ослабил угрозу массовых волнений, Площади.

По данным кампании «Правозащитники за свободные выборы», только с начала избирательной кампании и до окончания этапа выдвижения кандидатов в президенты зафиксировано более 700 задержаний. 129 человек были наказаны административными арестами, 252 оштрафованы, 25 взяты под стражу по уголовным статьям и в итоге признаны политическими заключенными.

Вчера же, по данным МВД, в разных городах было задержано более 250 участников несанкционированных акций. Ожидается новый виток репрессий: по факту вчерашних событий в Минске Следственный комитет возбудил уголовное дело.

Сами акции не являли собой пример организованности, не было координации и какой-то долгоиграющей цели. В основном молодые люди устроили праздник непослушания, врассыпную убегали от ОМОНа (хотя было и как минимум одно серьезное столкновение).

Да, бессменному президенту наверняка неприятно, что народная любовь к нему подостыла и что, как он признает, упущена молодежь. Но сами по себе нынешние стихийные уличные завихрения — это отнюдь не смертельный вызов для консолидированного авторитарного режима с мощным силовым кулаком.

Бойкот — утопия, кандидаты не снимутся

Тем временем комментаторы из числа противников режима оглашают рецепты: что делать. Лидер Консервативно-христианской партии — БНФ политэмигрант Зенон Пазьняк считает наилучшим методом бойкот. Он рекомендует зарегистрированной вчера Светлане Тихановской, жене посаженного за решетку харизматичного блогера, призывать не идти на «фальшивые выборы».

Но власти достаточно, чтобы к урнам пришло 20-25% избирателей из числа ее твердых сторонников. На самом деле придет больше — многих загонят на досрочное голосование, найдется также немало тех, кто захочет проголосовать по принципу «кто угодно, только не Он» (имеется в виду действующий президент). Штаб Бабарико после его нерегистрации призвал идти голосовать фактически по этому принципу. То есть совсем пустых участков не будет. Остальное для властей — дело техники.

Бойкота в ходе нынешней кампании не получится, считает политический обозреватель Павлюк Быковский. «Не вижу крупных структур, которые поддержали бы бойкот», — заявил собеседник в комментарии для Naviny.by. Да и в принципе, по его мнению, бойкот хотя и может быть важным в плане роста гражданского самосознания, но не дает такого эффекта, во всяком случае в краткосрочной перспективе, как опрокидывающие выборы.

В предложении штаба Бабарико голосовать за любого альтернативного кандидата Быковский видит сходство с «умным голосованием» по схеме оппозиционера Алексея Навального в России, но сомневается, что такую тактику у нас сейчас поддержит большинство.

Добавлю, что «умное голосование» может сработать, когда голоса более-менее считаются, а в Беларуси, по убеждению многих противников режима, этого и вовсе нет.

Предложения, чтобы все кандидаты снялись, и вовсе, на мой взгляд, утопичны. Как минимум Анна Канопацкая, экс-депутат Палаты представителей, не снимется, что уже четко дала понять. Да и умеренные оппозиционеры Сергей Черечень, Андрей Дмитриев пока не рвутся жертвовать своим интересом.

Будут рвать электоральное одеяло

Общественный деятель Игорь Рынкевич призывает всех противников режима сплотиться вокруг Тихановской и продолжать борьбу. Считает, что доверенными лицами Тихановской могли бы стать и Черечень, Дмитриев, Канопацкая.

Представляется, однако, что это из области благих пожеланий. Названная тройка, скорее всего, будет тянуть электоральное одеяло в разные стороны.

«Никто из зарегистрированных кандидатов сниматься не будет. Разве что у Тихановской могут быть личные причины», — считает Быковский.

Действительно, мать двоих детей, у которой муж за решеткой (в социальных сетях прямо пишут: заложник), особенно уязвима. Тихановская уже рассказывала в июне об анонимном звонке с угрозами и даже подумывала тогда сниматься с кампании.

К тому же далеко не факт, что за Тихановскую впрягутся штабы выбитых из обоймы Бабарико и Цепкало. Да и электорат у этих двух представителей истеблишмента заметно иной, более рафинированный, нежели у блогера Тихановского, чьим отражением в этой кампании является его жена.

Наконец, политология гласит, что только через урну жесткий, консолидированный авторитарный режим не победишь. Перемены становятся реальными, когда использование электоральных возможностей сочетается с мощным давлением улицы. А эту опасность, как видим, Лукашенко уже редуцировал.

К тому же ни штабы двух отсеянных претендентов, ни тройка кандидатов, которых многие называют спарринг-партнерами, ни, пожалуй, жена блогера не будут звать на Площадь. Главные уличные смутьяны — Тихановский с рядом его сторонников, Николай Статкевич, Павел Северинец и другие — надежно «закрыты». Слабые же стихийные выступления ОМОН задавит без особых проблем.

«Прогноз по тренду таков: всё закончится, как обычно»

Короче, вариантов у, назовем их так, сторонников перемен негусто. Максимальная консолидация вокруг Тихановской была бы, наверное, оптимальным решением. Впрочем, если бы все снялись в пользу, например, Дмитриева, то это тоже сделало бы сюжет кампании более пикантным.

«Даже кандидаты, которые выглядят марионетками, могут стать более привлекательными в ходе агитационной кампании», — отмечает Быковский. Он обращает внимание на неожиданно острое выступление Дмитриева в Центризбиркоме при регистрации кандидатов.

Но поскольку все перечисленные варианты идеальной консолидации маловероятны, то можно сделать вывод, что власти с точки зрения их интересов отформатировали эту кампанию довольно эффективно. Что не исключает, конечно, неожиданностей.

«Прогноз по тренду таков: всё закончится, как обычно», — заявил в комментарии для Naviny.by политический аналитик Юрий Дракохруст. Он допускает, что если на Площадь 9 августа выйдет пара тысяч человек, то власти «могут даже сделать красивую картинку», то есть не устраивать брутального разгона и не лепить потом жестких приговоров.

По словам собеседника, наиболее вероятный сценарий этой кампании может быть сломан, если вдруг выяснится, что «народ настроен более решительно, чем представляется на данный момент». Индикатором будет активность людей во время агитационной кампании. Разгонять разрешенные законом митинги «совсем не комильфо». И если на них станут выходить десятки тысяч людей — «это будет новая реальность», отмечает аналитик.

Президент выдает мосты за реформы

Между тем с идеями, как развивать страну, наверху такой голый вассер, что официальный лидер даже не стал выступать по весне с традиционным посланием народу и парламенту. Да и об очередном Всебелорусском собрании пока ничего не слышно.

Идея одна — удерживать власть любой ценой. Естественно, под благородным девизом: «Мы свою страну будем защищать всеми законными методами. Свою страну мы никому не отдадим». Этот рефрен Лукашенко повторил 15 июля в Витебске на встрече с активом региона.

Официальный лидер продолжает открывать мосты, путепроводы (13 июля в Могилевской области, сегодня — в Витебской) и уверять, что это и есть реформы. Похоже, все меньше тех, кто надеется на настоящие перемены при этом руководителе. Поэтому недовольство значительной части белорусского общества несменяемой властью будет нарастать, искать выхода. И не факт, что выход получится мягким.


Фото: РЖД
Фото dpsu.gov.ua