3 декабря 2024, вторник05:18

Общество

Кто перепродает белорусский лес в Евросоюз и замешан ли здесь «Пинскдрев»?

3 апреля 2023, 11:34

Снимок носит иллюстративный характер / Фото из архива Медиа-Полесья

Снимок носит иллюстративный характер / Фото из архива Медиа-Полесья

Белорусский лес поступает в Европу через Казахстан и Кыргызстан. Утверждается, что к этому причастна и польская компания.

 

Как польская компания закупает белорусский лес?

Польская компания PLRBL, которая на бумаге занимается строительством и подбором персонала из Восточной Европы, 2020 год закончила с убытком в 77,5 тысячи долларов, пишет «Белорусский расследовательский центр».

В августе 2022 года, через пару месяцев после того, как белорусское дерево попало в опалу, она заключила договор с кыргызской компанией «Адмит» на поставку древесных пеллет. За практически полтора года, до декабря 2023-го, «Адмит» должен поставить PLRBL топлива на 1,5 млн евро.

Вот только лес для производства пеллет закупается в Беларуси. А потом продается в ЕС. Один из руководителей PLRBL, белорус Виталий Лешик даже не скрывает этого.

Журналисты из Frontstory.pl под видом покупателей договорились о встрече с ним. Исполнительный директор PLRBL Виталий Лешик ради потенциальных клиентов приехал с Бялой-Подляской в Варшаву. Во время «переговоров» Виталий оговорился, что может помочь потенциальным клиентам в покупке белорусских пеллет.

Как рассказал исполнительный директор PLRBL, у них есть компании не только в Польше и Латвии, но также в Кыргызстане и Казахстане. Лес они покупают в Беларуси. Оттуда он идет в Кыргызстан или Казахстан, где перерабатывается в пеллеты. Там же оформляются документы, по которым получается, что сырье было кыргызстанское или казахстанское.

Расследователи также под видом клиентов набрали представителю PLRBL в Беларуси. Разговаривали с Олегом Яновичем. Он подтвердил, что компания действительно занимается поставками пеллет, но отказался обсуждать детали по телефону. Сказал, что боится «подставы».

Владелец PLRBL Сергей Азубинс сказал журналистам, что не знает подробностей каждой сделки, но отрицал, что его компания нарушает европейские ограничения. По словам бизнесмена, его компания внедрила антисанкционные меры.

В Литву «Адмит» также поставлял древесину из Кыргызстана. Однако по адресу регистрации компании производство пеллет не нашлось.

PLRBL с июля по ноябрь 2022 года поставила в Литву почти 2 тысячи тонн пеллет на 740 тысяч евро, а «Адмит» с августа по декабрь 2022 года — 2,5 тысячи тонн на 860 тысяч евро.

Замешан ли в этих схемах «Пинскдрев»?

Буквально за месяц до вступления в силу санкций против белорусской древесины — 6 мая 2022 года — в Караганде по адресу официального торгового представительства «Пинскдрев» по Казахстану появилась новая компания «Мануфактура плюс». Учредителями фирмы стали некая Слоква Наталья Владимировна и «Торговый дом «Мебель KZ». А единоличный владелец последнего — холдинг «Пинскдрев».

На сайте «Мануфактура плюс» говорится, что она — официальный дилер «Семипалатинского деревообрабатывающего завода №1». А это единственный производитель большеформатной фанеры в Казахстане. Получается, что белорусский «Пинскдрев» создал компанию, чтобы продавать в Европу продукцию своего конкурента?

Если представить, что «Пинскдрев» не имеет отношения к этой схеме, то выходит, что польские и литовские фирмы возят древесную продукцию из стран, где ее просто не может быть в большом объеме.

После введения санкций против Беларуси, в Казахстане и Кыргызстане случилось экспортное чудо: продажи лесной продукции из Казахстана в ЕС с июня 2022 года по январь 2023 года выросли почти в 137 раз, а из Кыргызстана — в 12 тысяч раз. Если перевести в деньги, получится 58 миллионов евро за восемь месяцев.

При этом нужно учесть, что Казахстан — это лесодефицитная страна. Там пустыни и степь. Лесами покрыто всего 5% площади. И это в 8 раз меньше, чем в Беларуси, если посчитать в процентах. Но учитывая, что Казахстан по площади раз в 10 больше, то и площадь леса там больше, чем в Беларуси. Правда, половина этих лесов приходится на саксаул. Это невысокие деревья, чаще всего с кривыми стволами, которые в основном растут в пустыне. Но, теоретически, из Казахстана могли бы идти на переработку даже березки.

А вот кыргызстанский экспорт дерева в таких объемах выглядит как чудо. Эта страна сравнима по площади с Беларусью, а ее лесистость — менее 6%. И в основном там растет ель тянь-шаньская, а в жарких условиях Алтайского хребта преобладают арчовые и пойменные породы.

Анонимный источник в сфере перевозок рассказал, что «Пинскдрев» отгружает свою фанеру в Уральск (Казахстан). Там на товар клеят наклейки Семипалатинского деревообрабатывающего завода №1. Затем продукцию грузят в машины на казахстанских и литовских номерах и отправляют в Европу в обход санкций.

Примечательно, что «Мануфактура плюс» отгружает упаковки по 27 листов, а не по 26, как на Семипалатинском деревообрабатывающем заводе №1.

«Мануфактура плюс» поставляла фанеру литовским, польским, болгарским, эстонским, венгерским и латвийским компаниям.

За неполный год эта компания только в Казахстане уплатила налога на добавленную стоимость более 2 млн долларов.

Расследование проводилось при поддержке Journalismfund.eu.

Чтобы следить за важными новостями, подписывайтесь на наш канал в Telegram и группы в социальных сетях: Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram.

Уважаемый читатель. Если Вы солидарны с журналистами, считаете этот материал важным, Вы можете поделиться ссылкой со своими друзьями и родными. Так Вы поддержите нашу работу и свободную прессу. Спасибо, что Вы с нами!


Фото использовано в качестве иллюстрации/ Фото: spec44.ru
Скриншот видеозаписи
Фото: Офис Тихановской
Фото использовано в качестве иллюстрации, korabelov.info