Прилежный ученик
«Гении рождаются в провинции, чтобы умереть в Париже», — гласит французская поговорка. Шимен Кузнец родился в 1901 году на западной окраине Российской империи в Пинске в семье торговца мехами. Его отец — Абрам Исаакович Кузнец оставил семью еще в 1907 году, эмигрировав в США. Шимен и двое его братьев остались с матерью Пешей, которая решила, что главное для детей — образование. Будущий экономист поступил на подготовительные курсы городского реального училища в 1910 году и проучился там до четвертого класса.
На фоне событий Первой мировой войны и выселения евреев из прифронтовой полосы в мае 1915 года семья Кузнецов вынуждена была перебраться в Харьков. В Харьковском реальном училище Шимен продолжил обучение и окончил его в 1917 году. Далее с 1918 по 1921 год Кузнец учился в Харьковском коммерческом институте. Там он изучил основные экономические дисциплины под руководством экономистов того времени.
По окончании института он вместе со старшим братом Соломоном работал в отделе статистики Южного бюро Всероссийского центрального совета профсоюзов. На этой работе он начал заниматься реальными статистическими исследованиями. В своей первой статье «Денежная заработная плата рабочих и служащих фабрично-заводской промышленности г. Харькова в 1920 году» Кузнец исследовал различные формы оплаты труда по отраслям промышленности. Впоследствии, уже в 40-е годы, поиск закономерностей в распределении доходов приведет ученого к построению знаменитой «Кривой Кузнеца».
В 1922 году Кузнецы решили переехать в Нью-Йорк к отцу, который работал банковским служащим. Выбирались они из Советской России через Польшу, где мать с младшим братом вынуждена была задержаться. Страдавшая рассеянным склерозом женщина умерла в Варшаве, так и не добравшись до Нью-Йорка. А у среднего ее сына — Шимена — на новом месте открылись новые возможности.
Другой берег Атлантики
Шимен Кузнец, которого в Америке стали называть Саймоном, продолжил образование в Колумбийском университете под руководством Уэсли Клэра Митчелла, исследовавшего экономические циклы. В качестве магистерской диссертации он в 1924 году защитил работу, посвященную разбору теории австрийского экономиста Йозефа Шумпетера, которую Кузнец написал еще в Харькове. Докторской диссертацией ученого стало исследование «Вековые движения в производстве и ценах».
Оказавшись в Америке, Кузнец популяризовал труды таких советских экономистов, как Дмитрий Кондратьев, Евгений Слуцкий, Сергей Первушин, Альберт Вайнштейн. Благодаря его рецензиям и переводам их работы стали известны на Западе. Кузнец много писал о советской статистике и издал сборник по проблемам статистических сопоставлений.
Саймон Кузнец получает Нобелевскую премию от короля Густава Адольфа в Стокгольме, Швеция, декабрь 1971 года
1927-1961 годах Кузнец работал в Национального бюро экономических исследований (NBER), одновременно преподавал в Пенсильванском университете, Университете Джона Хопкинса, затем в Гарвардском университете, где он работал вплоть до выхода на пенсию в 1971 году.
В 1932-1934 годах, сотрудничая с Министерством торговли США, ученый провел первую официальную оценку национального дохода страны и заложил основы системы национальных счетов. Результаты этих исследований ученый затем использовал для оценки возможностей расширения военного производства во время Второй мировой войны. Тогда он занял должность заместителя директора Бюро планирования и статистики Совета по военному производству. В послевоенный период, Кузнец консультировал правительства Тайваня, Японии, Индии, Южной Кореи и Израиля.
Отец ВВП
Кузнец совершил своего рода революцию в статистике, предложив методику расчета национального дохода тремя методами. Впрочем, сходная идея была высказана несколькими годами ранее советским статистиком Сергеем Алексеевичем Первушиным в публикации, посвященной балансам СССР за 1928-1930 годы. Оба ученых использовали марксистские подходы к экономике и зачастую независимо приходили к идентичным выводам.
Саймон Кузнец развивал методы статистического анализа национального дохода в 30-х годах одновременно с развитием теории Джона Мейнарда Кейнса в Европе. Создав статистическую базу для кейнсианского подхода к макроэкономике, Кузнец в то же время критиковал отдельные положения теории британского экономиста.
Исследования по экономическому росту позволили ученому вывести ряд закономерностей. Кузнец выявил, что экономический рост «нового типа» распространился с конца XVIII века из Западной Европы на восток и в конце XIX столетия достиг России и Японии. Индикатором новых тенденций, по мнению Кузнеца, служило увеличение каждое десятилетие среднедушевого дохода в среднем на 15 процентов, не встречавшееся в более ранние исторические периоды. Именно исследования по росту валового внутреннего продукта были удостоены в 1971 году Нобелевской премии. В своих работах Кузнец назвал выявленную им тенденцию «современным экономическим ростом».
Одним из достижений ученого также считается теория, нашедшая отражение в «Кривой Кузнеца». Суть ее заключается в нахождении закономерности в уровне социального неравенства в зависимости от уровня экономического развития общества. В эпоху доиндустриального общества по мере экономического развития социальное неравенство нарастает, но затем имеет тенденцию снижаться и устанавливается на некотором практически неизменном долгосрочном уровне.
Саймон Кузнец не только сам стал автором продуктивных экономических теорий, но и воспитал талантливых преемников. Позднее нобелевскими лауреатами по экономике станут его ученики — Милтон Фридман и Роберт Фогель. Другие его воспитанники — Марк Перлман, Роберт Нэйтан, Милтон Гилберт стали «просто» выдающимися экономистами.
В октябре 2013 года имя Саймона Кузнеца было присвоено Харьковскому национальному экономическому университету.
Шимен Абрамович Кузнец стал не просто нобелевским лауреатом, но одним из ведущих авторитетов экономической теории. Ему посчастливилось вовремя уехать от установившейся на территории Российской империи советской власти, которая в принципе не дружила с законами экономики. Экономистов такого же высокого уровня — Николая Кондратьева, Александра Чаянова, Льва Литошенко и Альберта Вайнштейна, — оставшихся в стране, постигла совершенно иная участь. Ровно в те годы, когда Саймон Кузнец работал в Национальном бюро экономических исследований США, параллельно преподавая в Пенсильванском университете, советских ученых держали в Бутырке. Кондратьева и Чаянова расстреляли, Литошенко умер в лагере, Вайнштейн после лагерей и ссылок дожил до реабилитации. Советских экономистов преследовали за то же самое, за что Кузнец получил Нобелевскую премию, почетные должности, мировую известность, — за научные исследования по экономике. А ведь все они могли работать на благо страны, в которой родились.