4 октября 2024, пятница04:29

Общество

Как полешук смекалкой спас хутора под Лунинцем

28 сентября 2024, 11:56

Василь Харкевич в послевоенные годы

Василь Харкевич в послевоенные годы

Эта история с глубоким смыслом о мудрости полешуцкой и о том, как местные жители свою вотчину и исконность отстаивали.

Деревня Сосновка протянулась от автотрассы М-10 до д.Язвинки. Часть её, и довольно значительная, состоит из хуторов. Расположены хутора поближе к автостраде.

Жил-был на одном из хуторов крестьянин, фронтовик Василь Харкевич. Так вот если бы не он, жили бы все хуторяне в округе, которых здесь не один десяток, в деревне, куда после войны всех крестьян насильственно переселяли, даже крыши хат разбирали. Деревня, конечно, хорошо, ближе к цивилизации, но хутор – это же вотчина, родимое гнездо, воля и красота неописуемая.

Василь Харкевич, вернувшись с фронта с орденами и медалями, стал первым бригадиром новосозданного колхоза. Построил дом рядом с родительским. А когда хуторян начали переселять в деревню Язвинки, пошёл к председателю колхоза и предложил, дескать, а давайте создадим в Сосновке, на хуторах, кирпичный завод. Уж очень богато это место на глину хорошего качества.

Председатель об этом тоже знал. Специалисты обследовали территорию и подтвердили: да, залежи глины действительно большие и вполне пригодного для производства кирпича качества.

После того, как было принято решение о строительстве мини-завода, он снова обратился к председателю, мол, переселять людей с хуторов в село нецелесообразно, так как они сегодня строят предприятие, а завтра будут работать на нём. Из деревни им будет далеко добираться, а с хуторов – рукой подать.

План был безупречен во всех отношениях. Во-первых, очень нужен был кирпич, потому что в колхозе возводилось много новых зданий. Во-вторых, люди остались жить на своих усадьбах и получили ​​работу, а,  значит, и зарплату. Важно и то, после добычи глины возле усадьбы появились ямы, которые в итоге превратились в пруды.

О цагельне (так здесь называли кирпичный мини-завод) ныне напоминают здесь разве что пруды и добрая память о смекалистом, заботливом, старательном и мудром Василе Харкевиче.

С женой Настахой
С женой Настахой

Вообще, об этом человеке здесь ходят легенды. Он, будучи бригадиром, ходил в церковь и не просто молился, но и прислуживал в ней. А тогда же воинствующий атеизм бушевал. Поэтому все его предупреждали, мол, уходи из церкви и вступай в компартию, иначе придётся распрощаться с бригадирством. А у него на то был один ответ: «У меня двух богов не бывает».

Несколько раз его увольняли, но вскоре возвращали обратно, так как лучше, чем он, никто не справлялся с обязанностями. И у него было прозвище – царь. Так что царь остался в памяти народа. И детей до сих пор называют царёвые. Прозвища, как мы знаем, не случайны. А в церковь так и ходил, до самой кончины. И все дети выросли набожными и очень уважаемыми людьми.


Malgorzata GOSIEWSKA in the EP in Brussels
Фото использовано в качестве иллюстрации, korabelov.info
Фото ипользовано в качестве иллюстрации, из архива МП
Скриншот видео
Знак на беларусско-российской границе в Витебской области Беларуси. Фото: правозащитный центр «Весна»
Скриншот видео t.me/israelpolice1