В нынешнем году христиане-католики Полесья отметят два значимых юбилея: 145-летие первого Пинского епископа Зигмунда Лозинского и 130-летие второго Пинского епископа Казимира Букрабы. Католические иерархи оставили яркий след не только в истории белорусского костёла, они - неотъемлемая часть христианского мира Беларуси.
Епископ Казимир Букраба (1885-1946) радикальным образом остановил борьбу православных и католиков Логишина за чудотворную икону Матери Божьей, которая широко известна как Королева Полесья. Возглавлять Пинскую католическую епархию Букрабе выпало в трудное время, если не сказать больше. Трагические события 1939 года и 1941-1945 годов изменили не только Полесье, а и весь мир.
Второй глава Пинской католической епархии появился на свет в Гродно в семье священника римо-католической церкви. После окончания учёбы в петербуржской семинарии в 1909 году в Кракове получил сан священнослужителя. Первые три года служил в Минске, а с 1912 по 1917 год находился в Пинске при костёле Карла Барамеуша (ныне городской концертный зал. – Авт). После полесской столицы, Букрабе довелось служить в Новогрудке и Бресте, но в 1928 году судьба вновь приводит его в Пинск.
Людские жизни ксёндз спасал не только словом к Господу, но и реальными делами. Спасал всех без разбора по вероисповеданию или национальности. Первая и Вторая мировые войны, гражданская резня, голод и анархия – в таких условиях трудно сохранить человеческое лицо, не забившись в угол от страха.
Казимир Букраба в годы Второй мировой войны (1939-1945) помогал еврейскому населению избежать смерти. Укрывал от нацистов невинных граждан. Открыто вступался за арестованных, за что неоднократно сам попадал в тюрьму. За такие поступки епископ сыскал огромное уважение среди верующих и местного населения. Одно из множества доказательств – письмо пинчанина из Палестины.
«Огромное количество благодарностей отцу Казимиру Букрабе. Прославляем Его молитвами и песнями. Доброта, справедливость и праведность его богатство. «…» Он не делил по национальности, смотрел только на честность, справедливость и любовь. Он был нам защитником, как мать для сына. Пусть он процветает, пусть живёт долго и счастливо. Пусть Имя его славится вечно», – говорится в письме на имя Казимира Букрабы.
Находиться в постоянной борьбе, на пределе возможностей, нельзя, так как это истощает человеческие силы. Не удивительно, что век епископа оказался не долгим. В польском городе Лодзь, 6 мая 1946 года, в возрасте 60-лет Казимир Букраба скончался.
В марте 1932 года состояние здоровья первого Пинского епископа Зигмунда Лозинского ухудшилось. Иерарх слабел с каждым днём, но просил, чтобы его привели в сознание, когда придёт роковой час. Он говорил: «Не хотел бы проспать красивую минуту, которой является смерть в жизни человека». Так и случилось в Великую Субботу, 26 марта, накануне Воскресения Христова.
10 июля того же года Пинскую католическую епархию (Пинский диоцез) возглавил Казимир Букраба. При втором епископе появилось 20 новых приходов (парафий) и 2 деканата. Увеличилось количество католиков. Но Букраба, как епископ, запомнился дружбой с главой православной епархии отцом Александром Иноземцевым.
Конечно, на Полесье между православной и римо-католической церковью существовали разногласия и велась борьба за души и умы прихожан. Не редкостью был переход из православных в католики и обратно, как и наоборот, порой целыми семьями. Но это не был столь острый конфликт, как с нетрадиционными вероучениями. В борьбе с протестантами православная и католическая церковь зачастую выступала единым фронтом.
Пинские старожилы ещё помнят, как Букраба и Иноземцев прогуливались по Пине на лодке. Наверняка, иерархи понимали, что важнее единство Христианского мира, чем его раздробленность и смятение. Своей дружбой иерархи совершили «революцию» в умах местного населения. Благодаря такому общению и взаимопониманию, между католиками и православными уничтожались ненависть и презрение. Во всяком случае, епископы не способствовали обострению конфликтов.
Особое внимание Казимир Букраба уделял образовательным процессам. Реформировал созданную в 1925 году Высшую духовную семинарию в Пинске. В 1935 году в библиотеке учебного заведения насчитывалось около 23 тысяч книг. Епископ участвовал в создании школьной системы и продвигал идею воспитания молодого поколения в духе веры и патриотизма.
В 1942 году, после очередного ареста, Букраба прибыл в Варшаву, откуда намеривался отправиться в Пинск, но планам не суждено было сбыться. Нацисты подозревали Казимира Букрабу в связи с антифашистским подпольем, и епископ находился под пристальным наблюдением. Подозрения нацистов были не надуманы, так как епископ помогал польскому сопротивлению. Когда вспыхнуло Варшавское восстание против оккупантов, Букраба поддержал акцию подпольщиков и на протяжении двухмесячной схватки с врагом служил священником. Помогал восставшим, подкрепляя их моральный дух.
Последние два года жизни второй глава Пинской католической епархии проведёт в Лодзи, где обретёт вечное спокойствие.
В 1938 году логишинские католики, а точнее группа молодых людей, провела хорошо спланированную «операцию»,в ходе которой чудотворная икона Матери Божьей из церкви вернулась в костёл. Православные верующие и духовенство возмутились столь дерзкому поступку, но Казимир Букраба встал на сторону «воришек», и этому есть объяснение.
Историческая правда на стороне католиков. В 1706 году, во время Северной войны (1700-1721) между Россией и Швецией, один из отрядов армии короля Карла XII остановился в Логишине. Офицер из отряда расположился в квартире у секретаря администрации местечка Милашевского. Шведы набрались сил, пополнили продовольственные запасы и выдвинулись дальше в путь. Доподлинно неизвестно, по какой причине офицер оставил в доме секретаря сверток, в котором находилась икона Матери Божьей. Увидев шведский «сюрприз», Милашевский скликал к себе логишинцев на совет, совместно решили поместить святыню в костёл.
Икона начала творить чудеса. Главным чудом жители называли тот факт, что во время большого пожара уцелел лишь костёл. Пожар не тронул святого места, а вот российские имперские власти после восстания 1863-1864 годов отобрали у католиков костёл. Теперь это церковь. Тем не менее, католики ходили и в православный храм, чтобы покланяться своей иконе.
В 1913 году у католической части населения Логишина наконец-то появился новый костёл. Они по праву считали, что в костёле не хватает главного – иконы Матери Божьей. Православные не намеривались восстанавливать историческую справедливость, и юноши-католики решились на похищение.
Королеву Полесья епископ передал в Варшаву, где её отреставрировали, после чего Букраба лично поместил святыню в алтарь костёла. Православные Логишина через суд несколько раз пыталась вернуть икону, но все оказалось тщетно. В 1944 году, когда советская власть установилась на Полесье наверняка, православные Логишина предприняли последнюю попытку отнять у католиков чудотворную икону. Они обратились за помощью к большевистскому комиссару, но даже тот признал право католиков.
В Пинске Казимир Букраба состоялся как религиозный деятель, с Полесьем связаны знаковые события в жизни иерарха, но по объективным причинам епископ упокоился в центральной Польше. На старинных городских кладбищах Пинска, по улице Спокойной, находится погребение родителей Букрабы. Помимо этого, в полесской столице сохранилась светлая память о втором главе Пинской католической епархии.
Поддержи наш сайт – подпишись в Facebook
Фото www.audiovis.nac.gov.pl
Премьера состоится в следующем году.
Начиная с 6:00 утра 22 ноября зафиксировано как минимум 14 заходов российских дронов-камикадзе типа «шахед»…
Министр иностранных дел России приехал в Брест на совместную коллегию и решил пообщаться со студентами.
С каждым годом на дорогах Полесья увеличивается количество автомобилей, и вместе с этим растет число…
Увы, главная проблема не в том, что они быстро заканчиваются.
Александр Лукашенко, выступая в лингвистическом университете, прокомментировал отключение интернета во время протестов в августе 2020…