Вопрос из разряда риторических. Тем не менее, чтобы не попасть пальцем в небо, предоставлю слово председателю Белтелерадиокомпании Ивану Эйсмонту: «Меня всегда удивляет непонимание вопроса или нежелание понимать: если открыть наш устав, то вы прочитаете, что мы подчиняемся президенту Республики Беларусь. Главная наша задача — освещение деятельности государственных органов, государственной политики, представление Республики Беларусь за рубежом — это классика любой государственной телекомпании во всем мире».
Для тех, кому такой ответ показался неполным или неубедительным, приведу фрагмент из интервью министра информации Игоря Луцкого: «Стратегия Министерства информации, на мой взгляд, будет заключаться в том, чтобы корректировать действия средств массовой информации для того, чтобы обеспечить, во-первых, доведение четкой государственной политики и оградить население от информации, которая наносит вред государству».
Подведем итог. Государственные СМИ существуют для удовлетворения информационных потребностей ГО-СУ-ДАР-СТВА. Вот так, компетентно и убедительно. И для выполнения этих потребностей ежегодно в бюджете предусмотрена кругленькая сумма (143,1 млн рублей в 2020 г. только на телевидение и радиовещание).
«А как на счет информационных потребностей общества?» — спросит читатель.
Если понятие «общество» редуцировать до понятия «население», то и ему кое-что перепадет из указанной выше суммы. Не переживайте, значительная ее часть будет потрачена по прямому назначению, т.е. на ограждение «от информации, которая наносит вред государству». Означает ли это возврат к цензуре и глушилкам — министр не уточнил. Но не будем мелочными. В одном интервью всего не охватишь.
По Конституции «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ» (статья 3). Следовательно, у народа-субъекта должны быть свои интересы. Подчеркну: не интерес, а интересы. Это во времена доисторические, когда компактные группы наших предков бродили по африканским равнинам и жили за счет охоты и собирательства, говорить о структуре интересов не приходилось.
Но на дворе XXI век, и если электрон неисчерпаем, как и атом, то любое общество неисчерпаемо в неисчерпаемой степени. Для упорядочения этой неисчерпаемости в античной Греции и была придумана демократия. Республика Беларусь, если кто запамятовал, – «унитарное демократическое социальное правовое государство» (статья 1)., а демократия в Республике Беларусь «осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений» (статья 4).
Поддержание этого многообразия белорусы возложили на государство. Министерство информации — его структурное подразделение. Государственные СМИ — инструменты, финансируемые народом (налогоплательщиками). Освещение деятельности государственных органов и государственной политики не может быть их главной задачей. Это лишь одна из задач и не более того.
От государства для народа к государству народа
«Огромна сила слов, стоящих там, где нужно», — утверждал французский поэт Никола Буало (1636–1711). В белорусской Конституции много правильных слов, и стоят они в правильных местах. Но и в сталинской Конституции правильных слов хватало.
Почему же тогда белорусская Конституция, впрочем, как и ее советская предшественница, не работает? Ответ на этот вопрос найти несложно. Приведу один из возможных вариантов ответа:
«Конституция — это просто текст. Он не может отнять права и пенсии и не может никого защитить. Наоборот, весомость этого текста определяется только тем, насколько его готовы защитить люди. И никогда не будет такой Конституции, которая будет лежать себе на подушке в переплете из варановой кожи и всех защищать, а люди будут только тихо есть огурцы и смотреть в компе порнуху и сериалы» (Кирилл Рогов, политолог).
Проблема, таким образом, не в министре информации и не в председателе Белтелерадиокомпании, этих «винтиках» государства для народа. Проблема даже не в государстве для народа.
Проблема в народе.
Пока народ не избавится от предлога «для» и не переучредит на месте государства для народа государство народа, никакая Конституция никаких прав гарантировать не сможет. А вот специалисты по ограждению населения «от информации, которая наносит вред государству», будут в избытке, и в бюджете всегда найдется статья, гарантирующий щедрое финансирование их деятельности.
Но лед тронулся, господа присяжные заседатели! Однако обольщаться не следует. Впереди еще много работы.