В интервью СТВ министр ответил на вопросы об организации онкологической помощи в стране.
По его словам, в Беларуси «не очень много», но «достаточно с точки зрения обеспеченности» врачей-онкологов.
Около 80% базовой химеотерапии выпускается отечественной промышленностью, «проблем с доступом нет», констатировал Караник. «И это препараты, которые по клинической эффективности абсолютно не уступают импортным аналогам», – подчеркнул он.
«Что касается таргетной терапии, наиболее эффективные препараты, и план централизованных закупок следующего года предполагает, что закупка наиболее эффективных и востребованных таргетных препаратов будет осуществляться Минздравом централизованно на всю страну для того, чтобы обеспечить равный доступ пациентов к данному лечению», – уточнил министр.
Также, добавил глава Минздрава, Беларусь участвует в совместной разработке и клинических испытаниях препаратов для иммунотерапии. Это новое направление, показавшее определенный эффект для опухоли легкого, опухоли мочевого пузыря, пояснил министр.
«И мы сегодня с крупными производителями ведем переговоры о подписании программы совместной разделении рисков и разделении стоимости. О том, что компания, скажем так, дает специальные условия для Республики Беларусь для того, чтобы обеспечить доступ наших пациентов к этим препаратам. Я, конечно, боюсь пока анонсировать и спугнуть эту работу. Но мы надеемся, что иммунотерапия – это самое современное направление – для наших пациентов тоже будет доступна в следующем году», – сказал Караник.
Сегодня 30% финансирования медицины в Беларуси идет на борьбу с онкологическими заболеваниями. В следующем году бюджет для закупки противоопухолевых агентов будет увеличен на 60 млн рублей. «Достаточно или нет? Ну, вы знаете психологию человека: всегда хотелось бы большего», – прокомментировал министр.
Караник подчеркнул, что «сегодня все методики, которые существуют в мире, представлены в Республике Беларусь».
На вопрос о том, отправляет ли страна тяжелых онкологических пациентов за рубеж в случае, если эффективность лечения на родине низкая, министр ответил, что «таких случаев единицы».
Обсуждалась также проблема очередей на операции для онкологических больных. Министр признал, что над вопросом длительности ожидания «нам надо работать». Решать проблему планируется «за счет выстраивания четкой логистики движения пациентов».
«Мы планируем внедрить механизмы аккредитации: медицинское онкологическое учреждение будет аккредитовано под определенный вид помощи. Те же пациенты, которые нуждаются в каких-то уникальных методиках, которые невозможно оказать по месту жительства, должны направляться в РНПЦ онкологии», – пояснил министр.