Президент отметил, что в прошлом году торгово-экономические отношения Беларуси и России снизили объемы в денежном выражении, и восстановить их пока не удалось. “Это никуда не годится. Мы всегда гордимся тем, что вот товарооборот снизился, но в натуральном выражении мы прибавили. Это говорит о том, что мы начали поставлять в Россию большие объемы, но по ценам наполовину ниже. Какая доходность Беларуси от этого? Практически никакой”, – цитирует Александра Лукашенко его пресс-служба.
Не обошел президент вниманием и острый вопрос о цене на газ для Беларуси, взаимопонимания по которому сторонам достичь пока не удается.
“Мы телепаемся (иначе не скажешь) и уже несколько месяцев не можем договориться по цене на газ. В связи с этим Россия снизила поставки нефти в Беларусь. Мы это воспринимаем как давление на Беларусь, но давления я не потерплю и белорусы тоже”, – заявил Лукашенко.
Александр Лукашенко добавил, что при поставках в Россию блокируются некоторые белорусские товары, особенно продукты питания, которые закупает Евросоюз. “В России они почему-то “некачественные”. Но понятно: когда мы поставляем качественный товар и по приемлемым ценам в Россию, мы бьем по карманам олигархов от сельского хозяйства в России.Они давят на правительство (там связи, вы знаете не хуже меня, какие), а правительство дает команду “фас” разного рода чиновникам – от Россельхознадзора и так далее. Они у нас три предприятия открывают для поставок – пять закрывают, пять открывают – шесть потом закрывают. Идет неприкрытое давление”.
“Я почему открыто об этом говорю? Потому что уже надоело, это уже через край, дальше так продолжаться не может. Еще говорю это потому, чтобы вы понимали, на каком фоне мы сегодня говорим о дальнейшем развитии нашего союзного проекта. То, что я сказал, ни в коем случае не означает, что мы будем в каком-то плане сворачивать интеграционные проекты, но свое участие в этих проектах мы будем оптимизировать, – заметил президент. – Я дал такое распоряжение правительству и Администрации президента. Мы сейчас очень внимательно анализируем наше участие, прежде всего, в Евразийском экономическом союзе. Если так будет продолжаться – зачем нам там держать кучу чиновников? Там, по-моему, уже около тысячи в так называемом правительстве в ЕАЭС. И какой результат? Зачем платить деньги на содержание в Москве высококлассных специалистов? Мы лучших туда отдали. Мы им найдем работу здесь, а то, что там будут приниматься решения, мы с ними согласимся, потому что их практически нет. Мы нарушаем все, о чем договорились”.
Президент подчеркнул, что не желает вызвать своими заявлениями бурю возмущения. “Нет, ни в коем случае. Но я еще раз говорю: скрывать это нельзя. Мы должны четко определиться: или мы идем на углубленную интеграцию государств, или нет. И самое главное: мы будем исполнять заключенные договоры и обязательства или не будем? Вот это главный вопрос для нас”, – констатировал Лукашенко.