«Наташка» и «Мишка»
Анатолий Маслов и Александр Жос — одни из немногих энтузиастов, занимающихся восстановлением легендарных «Запорожцев». Они создали клуб «ЗАЗ-гараж», который объединяет любителей марки. Машина Анатолия — первых годов выпуска этой модели, сделана в 1969 году.
— Если найдете в Беларуси хотя бы десяток именно таких машин, это будет хорошо. С такой решеткой спереди, с некоторыми другими отличиями. Именно этих машин выпустили очень мало, и сегодня они большая редкость. Я полгода искал достойный экземпляр для восстановления. Когда нашел именно эту модификацию, не смог не купить. Увидев мои горящие глаза, продавец «заломил» цену намного выше рыночной. Но у меня не было выбора, — вспоминает Анатолий Маслов.
В пять раз больше суммы, потраченной на покупку, денег ушло на восстановление и подготовку автомобиля: за пять лет владелец перебрал машину «до винтика». Автомобиль полностью разобрали, все почистили, заменили все расходники, жидкости, резиновые уплотнители и многое другое. Все мельчайшие очаги коррозии были удалены, кузов перекрашен.
— После восстановления машина проехала около тридцати тысяч километров. Она участвует в слетах ретро-автомобилей и ралли. Пробеги за раз на таких мероприятиях — тысячи километров. Мы ездили на ралли Nordkapp, доехали до самой северной точки Европы. За шесть тысяч километров — никаких поломок. Только топливный фильтр пришлось поменять. В машине я уверен больше, чем в себе! — смеется Анатолий.
Четырехцилиндровый мотор выдает всего сорок лошадиных сил. Сейчас из такого объема — чуть больше литра — научились выжимать сотни лошадиных сил, но ремонтопригодность новых моторов намного хуже. Как и всех других узлов. А вот «Запорожец» можно отремонтировать буквально везде и примитивными инструментами. Хозяин берет с собой в дорогу необходимый набор запчастей, но, по его словам, секрет надежности в другом.
— С машиной надо обращаться. как с живым существом. Разговаривать с ней, ласкать, держать в тепле, а потом хорошо выгуливать. Тогда она «болеть» не будет и ответит хозяину взаимностью. Я назвал эту машину «Мишкой», в честь олимпийского мишки, который со мной ездит. У моего отца была такая машина. Мне тогда было десять лет, и огромным счастьем было проехать на авто. Я считал за честь взять тряпку с ведром и вымыть ее до блеска. Когда я женился, отец дал мне ключи, и я на всю жизнь запомнил то чувство. Папа называл машину «Наташей», — вспоминает Анатолий.
Без спонсоров
Ралли Париж-Пекин не зря называют гонкой для миллионеров: взнос за участие — 70 тысяч долларов. Вместе с остальными затратами сумма переваливает за сто тысяч. И это не считая трат на подготовку автомобиля. А ведь некоторые участники ездят на Bentley и Rolls-Royce двадцатых годов прошлого века — стоимость подготовки таких машин страшно представить!
Александр и Анатолий не могли себе позволить такие траты, оба они люди небогатые, — но мужчины нашли возможность представить Беларусь на этом престижном автоспортивном событии. Правда, пока только вне зачета.
— Мы целый год вели переговоры с организаторами, просили их разрешить нам участвовать без вступительного взноса. В итоге договорились, что мы едем бесплатно и обязуемся оказывать техническую помощь другим участникам гонки. Ну и все накладные расходы берем на себя. Это — не меньше четырех тысяч. Мы тратим в этой поездке наши личные средства, — говорит Анатолий.
Из-за ограниченного бюджета участники поедут не весь маршрут и не полным составом. Изначально планировали ехать кортежем из трех машин — основной «ЗАЗ 966», резервный «ЗАЗ 968 М» Александра и машина технической поддержки «ВАЗ 2109». Но на три машины не нашлось водителей и штурманов. Ведь заплатить за проживание и питание членам экипажа нужно самим. В итоге поедет один автомобиль: Анатолий — в качестве пилота, Александр — штурман.
— Мы искали спонсоров, но белорусским компаниям совсем не интересно оказалось. Дошло до смешного: обратились в «Белшину» с просьбой помочь нам резиной для участия в гонке. Обещали показать миру, что и на нашей резине можно проехать тысячи километров в экстремальных условиях. Ответили: «Не имеем возможности». Сто долларов за четыре колеса не нашли, — говорит хозяин машины.
Из-за ограниченных ресурсов белорусский экипаж проедет не весь маршрут от столицы Китая до Елисейских полей: «Запорожец» планирует преодолеть девять тысяч километров от столицы Монголии Улан-Батора до Бреста. Крейсерская скорость движения — семьдесят километров в час
— В России бензин дешевый, а в Европе совсем нет. Плюс визы, дорожные сборы и прочие расходы. Да и что мы в Европе не видели? По автобану неинтересно ездить. А монгольские степи, пустыня Гоби, горные серпантины — вот ради чего стоит ехать. Пусть и там увидят белорусский флаг!