Какие ограничения ввели на этот раз
Правительство приняло два документа, которые касаются импорта товаров из соседней Литвы. Один из них вводит запрет на провоз через литовско-беларусскую границу алкоголя, секонд-хенда, а также бывшие в употреблении части и принадлежности транспортных средств. Причем это касается не только литовской продукции, но и других стран, которые ввозятся через литоско-беларусские пункты пропуска. Постановление с таким решением еще не опубликовано. Однако, как следует из сообщения пресс-службы правительства, эти товары не запрещено импортировать, а именно перевозить через границу литовскими перевозчиками, рассказывает Зеркало.
Скорее всего, это означает, что грузы будут проходить через перецепку на границе, то есть до зоны ожидания в пунктах пропуска их смогут довозить иностранные перевозчики, а там будут перецеплять — и дальше товары последуют уже под беларусскими номерами.
Второе решение касается именно запрета импорта продукции из Литвы. В черный список попали молоко, сливки, фрукты и орехи, кофе, соки фруктовые, воды, уксус, чулочно-носочные изделия, отдельные строительные товары, холодильники и морозильники. Важно отметить, что речь идет об оптовом импорте, то есть физлицам ввозить эти товары пока не запрещают.
Какая ситуация с торговлей этими товарами
В прошлом году Литва экспортировала в Беларусь концентрированного молока и сливок всего на 15,9 тысячи евро (56,2 тысячи рублей по курсу Нацбанка на 15 марта), следует из данных литовской статистики по внешней торговле.
Этилового спирта из соседней страны в Беларусь поставили на 14,2 млн евро (почти 50,3 млн рублей). Виноградных вин — на 13,4 млн евро (47,4 млн рублей), пива — чуть более чем на 3 млн евро (10,6 млн). Напомним, ввозить этот напиток Минск запретил еще в середине прошлого года. Соков беларусам продали на 330 тысяч евро (чуть более 1 млн рублей), фруктов и орехов — более чем на 39 млн евро (138 млн рублей).
Кофе, по данным литовской статистики, экспортировали в Беларусь на 6,8 млн евро (24 млн рублей).
Колгот и другой чулочно-носочной продукции Литва в прошлом году продала в нашу страну на 786,8 тысяч евро (2,8 млн рублей).
Куда больше страна продавала в Беларусь автотранспорта. По данным за 11 месяцев прошлого года — почти на 723 млн евро (2,6 млрд рублей). На втором месте по доходности были фармацевтические продукты, которых в Беларусь поставили на 127,5 млн евро (451 млн рублей). Это почти на 10% больше, чем годом ранее. Как видно, эмбарго Минска не затронуло эти самые прибыльные для литовских компаний позиции экспорта.
Какими могут быть последствия для беларусов
Как видно, самым ощутимым пунктом во введенном эмбарго может стать торговля фруктами и орехами. Дело в том, что в этом случае, наиболее вероятно, речь идет не только о выращенных в Литве фруктах, а также о тех, которые были ввезены в эту страну и перепроданы в Беларусь — в таком случае во внешней торговле они фигурируют как литовские.
Ввозить через Литву эту продукцию было удобно многим беларусским импортерам, так как это один из самых коротких путей доставки по суше после этапа морской перевозки.
После введения запрета логистика усложнится, следовательно, до беларусов свежие фрукты будут добираться дольше. Это может сказаться на качестве продукции, ведь если свежий фрукт надо везти дольше, чем прежде, то упаковывать и отправлять его явно надо еще менее спелым, чем это делалось раньше. Отразится такое решение и на стоимости свежих фруктов — чем сложнее логистика и более долгий путь фрукта от страны происхождения до нашего рынка, тем он становится дороже.
Пока у импортеров есть другой путь — поставки через Латвию. Вероятно, в первое время они переключатся именно на эту страну. Однако беларусское правительство уже предупредило, что может предпринять аналогичные ограничения и по отношению к Латвии. В этом случае стоимость доставки импортной продукции может вырасти еще больше. Также не исключены некоторые перебои в ассортименте в период, пока импортеры не наладят новые логистические цепочки.
Что касается другого документа, который запрещает провоз через границу оптовых поставок некоторой продукции литовскими перевозчиками, то в этом случае решение поддержит беларусские компании. Весь прошлый год объемы грузоперевозок в стране были в минусе — по итогам года он был на 17,7% меньше, чем в 2022-м. В январе этого года падение было на 4,4% к тому же месяцу прошлого года. То есть падение продолжается. Следовательно, после принятого решения можно ожидать если не восстановления, то хотя бы сокращения масштабов снижения показателей в отрасли.
Почему ввели эти ограничения
После того, как Литва закрыла с 1 марта пункты пропуска «Лаворишкес» (с беларусской стороны — «Котловка») и «Райгардас» («Привалка»), в МИД Беларуси пообещали «жесткий ответ». Озвученные правительством два решения — это и есть тот самый ответ Минска на действия Вильнюса.
В беларусском МИД считают, что такая инициатива негативно скажется на работе литовских логистических операторов и «приведет к ощутимой потере их доходов в связи с существенным сокращением товарооборота» (однако там умолчали, как это скажется на беларусских компаниях и людях).
Напомним, правительство Литвы объяснило свое решение о закрытии погранпереходов тем, что местные службы ощущают дополнительную нагрузку по проверке и контролю после того, как Польша и Латвия оставили только по одному работающему погранпереходу на границе с Беларусью. Ранее, с 18 августа прошлого года, Литва также закрыла два пункта пропуска на границе с Беларусью: «Шумскас» (с беларусской стороны «Лоша») и «Тверячюс» («Видзы»).