28 ноября 2024, четверг14:23

Общество

Квазиэлиты: интересы собственные или национальные?

7 апреля 2015, 10:44

Цвета любого государства принято называть элитами, которыми гордится вся страна. Но это не совсем про Беларусь.

Почему в стране фактически отсутствуют элиты и контрэлиты, чье место формально заняли квазиэлиты? Способны ли они реагировать на стремительно меняющийся мир? Почему трансформация общества начнется только после их самораспада?

На вопросы «Свободных новостей плюс» отвечает эксперт НИСЭПИ Сергей Николюк.

— Элита и контрэлита — неотъемлемый признак современного общества. В том числе и в белорусского?

— Проблема в том, что в Беларуси нет его — современного общества. Есть население, в наименьшей степени связанное взаимными интересами и совместными целями. Нынешний белорусский социум представляет собой достаточно атомизированную массу.

На мой взгляд, у нас нет элит в классическом понимании — в переводе с французского элита означает «лучшее». Нет по очень простой причине — лучшее рождается только в конкурентной среде. Например, когда таковой не наблюдается среди белорусских футболистов, — откуда взяться национальной футбольной элите?

— Кстати, сборную формируют не игроки, а тренеры…

— Это очень важно! Так ведь и в обществе: именно отобранная им группа людей выше среднего уровня выполняет функции элиты. Если же к власти приходит группа людей ниже среднего уровня, избранная самой властью, то это уже квазиэлита…

— Но сейчас цивилизованных механизмов подобного отбора в Беларуси практически нет, как нет, скажем, и борьбы кандидатских избирательных программ — как тогда отобрать лучших?

— Ну да, у власти с таким отбором сложно. Однако и в оппозиции тоже нет конкурентной среды! Поэтому хотя формально контрэлита существует, она также с приставкой квази.

— Способны ли белорусские аналоги элиты и контрэлиты приспосабливаться к стремительно меняющемуся миру?

— Конечно, приспосабливаются — жаль, лишь в смысле личного выживания. Хотя насущная задача — не просто отвечать на вызовы, стоящие перед страной, но и формировать их самим! Чтобы идти впереди процесса, а не бежать за последним вагоном. Если элиты лишь вяло реагируют на кем-то запущенные процессы, это свидетельствует об их невысоком качестве.

— А пример?

— Приведу хотя бы высказывание Михаила Мясниковича на открытии весенней сессии Совета Республики: «2015 год — завершающий год пятилетки — начался для нашей страны в непростых экономических условиях, вызванных в первую очередь падением мировых цен на нефть и глубокой девальвацией национальных валют наших основных торговых партнеров, что крайне негативно повлияло на белорусскую экономику как малую открытую экономику». Вот и весь анализ причин кризиса, в который стремительно скатывается Беларусь.

Увы, требовать от квазиэлит формирования внутренних вызовов, поисков решений не приходится: эти люди заняты самосохранением, мыслят категориями личных интересов, выдавая их за интересы национальные

— Чем грозит Беларуси отсутствие современных элит?

— Президент очень часто оперирует понятием «национальные интересы», но откуда знает о них? В стране на деле нет механизма их определения! Беларусью правит вертикаль, которая не может артикулировать общие для народа и государства интересы, у нас вообще отсутствует механизм создания общего интереса из множества частных.

Нынешняя власть не способна к анализу. Скажем, решила бороться с коррупцией — так проанализируй сначала причины! Но где это? Между тем у нас коррупция и есть основной способ согласования частных интересов как в обществе, так и в элите.

Наша квазиэлита за 20 лет пребывания у власти не сделала ничего, чтобы способствовать формированию современного общества, — все с точностью до наоборот. Достаточно слабые, но все же существующие внутренние процессы, которые ведут к формированию элементов гражданского общества, всячески блокируются. И в этом, как я полагаю, главное преступление верхушки.

— Пока нынешняя квазиэлита находится у власти, перемен нам не видать?

— Надеяться на изменения не приходится. 20 с лишним лет НИСЭПИ фиксирует стабильность белорусского общества. Но это не та ситуация, которой надо хвастаться. Определенные элементы изменений, безусловно, фиксируются: мы, например, стали обществом потребителей, массово освоили электронные прибамбасы и так далее. Но, как и в 94-ом году, общество отказывается брать на себя ответственность за свою судьбу.

— Так где же все таки выход?

— В квазиэлитах и квазиконтрэлитах ситуация сама собой не меняется. В конце концов система заходит в тупик и государство просто рассыпается (мы ведь помним, как рассыпался Советский Союз). И в этот момент происходит обновление.

Общий принцип архаичных систем: они должны оказаться в ситуации, когда или вынуждены измениться, или погибнуть.

Чтобы измениться, и общество, и квазиэлиты должны по-настоящему испугаться.

Юрась Дубина


Фото: Pixabay
Фото из архива Медиа-Полесья
Фото иллюстрационное