Ученые заговорили о новой эволюционной фазе пандемии: если в течение предыдущих двух лет разновидности SARS-CoV-2 появлялись одна за другой в разных частях земного шара, то этой осенью и зимой все будет иначе: движущей силой грядущей возможной волны станут несколько из многочисленных версий варианта «омикрон». Месяц назад ученых обеспокоил вариант BA.2.75, «взлетевший» в Южной Азии и уже породивший немало новых сублиний.
В США медленно набирают обороты BA.4.6 и BF.7. Несколько недель назад внимание на себя начал перетягивать вариант BQ.1.1 (BQ.1. и BQ.1.1 — потомки BA.4/BA.5), и он пока выглядит одним из основных претендентов на «лидерство» в Европе и Северной Америке. Но при этом уже намечается траектория линии под названием XBB, угрожающей изменить этот прогноз.
Осенняя волна COVID-19 в Сингапуре вызвана рекомбинантным вариантом XBB (он же «грифон»). Рост госпитализаций связан с ростом количества случаев инфицирования. Прирост госпитализаций происходит в основном за счет возрастных групп старше 60 лет.
Эксперты полагают, что если слишком много внимания уделять какому-то одному варианту, то можно упустить другие. Важно, что все эти новые сублинии накапливают мутации в схожих местах. Каждая новая мутация дает вирусу возможность избежать первой линии иммунной защиты.
Большая часть населения планеты приобрела определенный иммунитет благодаря вакцинации и перенесенной инфекции. Эта защита дала относительную свободу на данный момент, и люди вернулись к нормальной жизни. Но защита недолговечна по двум основным причинам: иммунитет ослабевает, а вирус быстро изменяется.
Вместо того чтобы беспокоиться о том, какой вариант победит, или даже фокусироваться на конкретных мутациях, многие ученые переключились на наблюдение за «горячими точками» — конкретными участками вируса, где любое изменение в «коде» вируса может позволить ему ускользнуть от нейтрализующих антител.
То, что у стольких линий коронавируса в одних и тех же местах развиваются схожие констелляции генетических изменений, является признаком конвергентной эволюции, когда различные версии вируса врезаются в стену иммунной защиты человеческой популяции, а затем «придумывают» схожие способы обойти ее. Это происходит с вирусами гриппа, но для SARS-CoV-2 явление довольно новое. И чем больше мутаций, тем больше преимуществ у нового варианта.
Специалист по вычислительной биологии из Базельского университета в Швейцарии Корнелиус Ремер проранжировал новые сублинии «омикрона» по количеству мутаций в RBD. Согласно его данным, лучше всего уклоняется от иммунитета XBB. Исследователи из Китая обнаружили, что XBB может ускользнуть от защитных антител, вырабатываемых при прорывной инфекции BA.5, и это вызывает у них опасения, что осенние бустеры для борьбы с распространенными BA.4 и BA.5 версиями «омикрона» могут не сработать достаточно эффективно. Тем не менее прививки остаются лучшим защитным средством в этом противостоянии.
Последние данные CDC — Центров по контролю и профилактике заболеваний США — показали, что сублинии BQ.1 и BQ.1.1 составили около 11 % отобранных образцов. Большинство экспертов сходятся во мнении, что эти варианты наряду с XBB будут подпитывать заболеваемость в наступающем эпидемиологическом сезоне.
Том Пикок, вирусолог из Имперского колледжа Лондона: Эти линии будут обладать большей способностью к повторному заражению людей, чем те, что циркулируют в настоящее время… и это, скорее всего, будет стимулировать или способствовать возникновению инфекционных волн в зимний период.
Вопрос о том, что произойдет, когда одна или несколько из них закрепится в популяции с защитным слоем основного иммунитета, является дискуссионным. По прогнозам многих ученых, защита от наихудшего исхода и тяжелого течения заболевания сохранится, особенно если будет усилена ревакцинацией.
Согласно прогнозным моделям Европейских центров по профилактике и контролю заболеваний (ECDC), BQ.1 и его подлиния BQ1.1 станут доминирующими штаммами SARS-CoV-2 в Европе к середине ноября — началу декабря 2022 года. Это, вероятно, будет способствовать увеличению числа случаев заболевания COVID-19 в ближайшие недели и месяцы, говорится в обновленной эпидемиологической информационной сводке.
Европейские страны с наибольшей долей зарегистрированных образцов: Франция (19 %), Бельгия (9 %), Ирландия (7 %), Нидерланды (6 %) и Италия (5 %). Текущие пропорции пока еще недостаточно высоки для того, чтобы вариант уже оказал заметное влияние на эпидемиологическую ситуацию в затронутых странах.
Предварительные лабораторные исследования в Азии показывают, что BQ.1 обладает способностью значительно уклоняться от ответа иммунной системы. Однако, согласно имеющимся в настоящее время ограниченным данным, нет никаких доказательств того, что BQ.1 связан с увеличением тяжести инфекции по сравнению с циркулирующими вариантами «омикрона» BA.4/BA.5.
Директор ECDC Андреа Аммон прокомментировала: «Страны должны сохранять бдительность в отношении сигналов о появлении и распространении BQ.1 и проводить чувствительное и репрезентативное тестирование. Страны должны продолжать мониторинг показателей заболеваемости COVID-19, особенно среди людей в возрасте 65 лет и старше. Следует отслеживать показатели тяжести заболевания, такие как госпитализация, пребывание в отделениях интенсивной терапии, а также смертность».
Приоритетной задачей остается повышение уровня использования вакцины против COVID-19 в рамках первичного курса и первой бустерной дозы в группах населения, которые еще не получили их.
Ожидается, что дополнительные бустерные дозы потребуются тем группам населения, которые наиболее подвержены риску тяжелого заболевания, например, людям старше 60 лет, лицам с ослабленным иммунитетом, хроническими заболеваниями и беременным женщинам.