23 ноября 2024, суббота05:12

В стране и мире

Прокремлёвская пропаганда лишает Лукашенко вариантов для манёвров?

24 мая 2022, 20:00

Фото использовано в качестве иллюстрации, ankasam.org

Фото использовано в качестве иллюстрации, ankasam.org

С 24 февраля Александр Лукашенко неоднократно менял своё мнение относительно ситуации в Украине. Но при этом он всегда отмечал, что фактически Беларусь не участвует в спецоперации. Очередная публикация прокремлёвских экспертов пытается лишить Лукашенко путей для манёвров с Западом. Обсудили с политологом, как могут отразиться озвученные факты на выстраивании дипломатических отношений с Западом, что ждёт Беларусь при дальнейшей военной интеграции с Россией.

 

С 24 февраля внимание всего мира приковано к Украине, где Россия проводит «военную спецоперацию». Фактически Беларусь не принимает в ней участия, но тем не менее предоставила свою территорию в качестве плацдарма для агрессии против Украины.

Риторика Лукашенко менялась за это время несколько раз. Сначала он поддерживал действия России, полагая на быстрое завершение «военной спецоперации». Но боевые действия затянулись, в отношении России и Беларуси ввели санкции. Ещё какое-то время была надежда решить проблемы «малой кровью» и справиться своими силами. В начале мая Александр Лукашенко в интервью информационному агентству Associated Press заверял, что страна не имеет к войне никакого отношения и сделает всё, чтобы её не было. Но, что называется, не срослось. И риторика Лукашенко вновь поменялась. Он начал оправдывать действия России в Украине.

Масла в огонь добавили прокремлёвские эксперты, которые сообщили, что вооружённые силы Беларуси обеспечили на белорусской территории эффективное функционирование служб тыла российской войсковой группировки, действовавшей на киевском направлении. Также россияне утверждают, что белорусские войска, сконцентрированные на западе и юго-западе, выступали действенным «стоп-сигналом» для польской армии и, нависая над Волынской и Ровенской областями Украины, вынуждали ВСУ держать там значительные резервы. И это в тот момент, когда подкрепления отчаянно требовались Киеву, на Донбассе и под Мариуполем. То есть фактически белорусские военные оказывали содействие в военной операции.

Как могут развиваться отношения Беларуси на политической арене и чем грозят нашей стране новые обстоятельства, обсудили с политологом Валерием Карбалевичем.

– Агентство РИА Фан сообщило, что белорусские военные косвенно, но принимают участие в спецоперации в Украине.

– Начнём с того, что в России масса сайтов, на которых люди пишут кто во что горазд. Данная информация ни для кого не секрет, это всем известно.

– Но Александр Лукашенко отрицает участие наших войск в спецоперации.

– Лукашенко отрицает участие в войне, но на самом деле белорусские вооружённые силы действительно помогают в тыловом обеспечении российских вооружённых сил: перегружают что-то, перевозят что-то… Эти факты были, они известны. Кроме того, используется территория Беларуси, инфраструктура, белорусские военные аэродромы, железная дорога… Поэтому косвенное участие Беларуси в этой войне – оно есть.

– Получается, что после публикации у Александра Лукашенко не осталось манёвров для налаживания отношений с западными странами.

– Скажем так, манёвр очень узкий, и пока его попытки наладить какие-то отношения не увенчались успехом. Перспективы такого налаживания не очень ясны. На сегодняшний день Запад отказывается вступать в диалог, обсуждать, и самое главное, отказывается обсуждать отмену санкций, чего в первую очередь хотел бы официальный Минск. Белорусская сторона не готова к каким-то серьёзным компромиссам, не готова к выполнению тех требований, которые выдвигает Запад. Нет повестки дня для диалога.

Госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев сообщил, что программы интеграции двух стран реализуются успешно. Одно из направлений – военная интеграция. В трактовке российских СМИ, военная интеграция с Россией подаётся как спасение Беларуси от угрозы со стороны НАТО. Но по факту получается, что наша страна за свои деньги закупает у России вооружение, за что Москва включает Беларусь в единую систему ПВО/ПРО. Из плюсов для Беларуси – «ценный военный и технический опыт», Москва получает возможность использовать территорию и инфраструктуру Беларуси и снижает свою военную нагрузку на Калининград. Неоднозначная ситуация и интеграцией это назвать сложно…В чем плюсы такой интеграции для Беларуси, когда по факту за всё платит наша страна?

– Военная интеграция, военное сотрудничество – часть общей белорусско-российской интеграции. Процесс этой интеграции резко усилился после августа 2020 года, когда Лукашенко понадобилась политическая поддержка со стороны России. В обмен на эту поддержку он согласился на более интенсивный процесс интеграции.

Этот процесс происходит в экономике, внешней политике, информационной сфере, в том числе и в военной сфере. Это выразилось в том, что российское военное присутствие на территории Беларуси становится постоянным, и самое главное, что в Россия использовала белорусскую территорию для нападения на Украину.

То, что это не выгодно Беларуси как государству, это очевидно. Но Лукашенко ввязал свои собственные, личные политические интересы с российской поддержкой и теперь не может отказать в этом России. В условиях сегодняшнего политического режима говорить о каких-то выгодах и интересах Беларуси как государства, как общества, как народа, невозможно, не отделяя это от интересов самого Лукашенко. То есть интересы Лукашенко и интересы Беларуси расходятся всё дальше в разные стороны. Поэтому обсуждать, в чём интерес Беларуси, сегодня в условиях жёсткого авторитарного режима, режима личной власти Лукашенко, достаточно сложно.

Буквально на днях стало известно, что Беларусь закупила ЗРК С-400 и «Искандер-М» для усиления армии. Ранее Александр Лукашенко озвучивал, что планируется закупка российского вооружения на сумму более, чем 1 млрд. долларов. Для сравнения, в 2020-м все военные расходы страны оценивались в 785 млн долларов. Оправданы ли данные расходы в нынешней экономической ситуации?

– Я бы все эти заявления Лукашенко расценивал как элемент блефа, элемент психологического и политического давления на Запад, на Украину, потому что его заявления противоречивы. То он говорит 10 мая, что Беларусь собирается закупать «Искандеры», а 19 мая он говорит, что уже купили. Когда их успели купить за 9 дней? Непонятно.

И далее Лукашенко говорит, что Россия будет помогать Беларуси в создании своих ракет типа «Искандера» и к концу года в Беларуси будет своя ракета. Тогда возникает вопрос: зачем покупать в России, если к концу года будет своя ракета?

Лукашенко запутался сам в своих показаниях и запутал всех. Я бы ко всем его словам относился очень настороженно, следует  перепроверять – что тут правда, что неправда. Или это «Искандеры» уже белорусские, или ещё российские и российские военные ими управляют и перемещают их по территории Беларуси, как хотят. Пока на эти все вопросы сложно ответить.

Несомненно, это механизм давления на Украину, с тем, чтобы оттянуть украинские вооружённые силы на север для предотвращения нападения со стороны белорусской армии. И это давление на Запад, элемент шантажа. Дескать, не хотите с нами вести диалог, мы на вас ракеты направим. Трудно отделить реальность от дипломатического блефа.

На встрече с Владимиром Путиным 23 мая в Сочи Александр Лукашенко заявил, что обеспокоен «планами НАТО и Польши забрать Западную Украину, таким образом расчленив страну, как это было до 1939 года». Для чего делаются такие заявления?

– Чтобы подыграть Путину, чтобы подыграть России. Дело в том, что первым эту версию озвучил Нарышкин – глава службы внешней разведки России, ещё 28 апреля. Лукашенко эта версия понравилась, и он её уже повторяет, по-моему, уже четвёртый раз. Смысл в том, чтобы предложить версию, что Беларусь и Россия защищают Украину от угрозы польской агрессии. И так как на стороне Польши будет НАТО, именно Польша и НАТО хотят напасть на Украину, а не Россия и Беларусь. Вот такая фантастическая версия, но Лукашенко её придерживается. Тут главное продемонстрировать лояльность к России. Лукашенко в очередной раз показывает своё сверхлояльное отношение к «старшему брату», уже не первый раз демонстрирует такую лояльность, даже на грани личного достоинства. Это его нынешняя политика.

– 24 мая в СМИ появилась информация, что в Администрации президента России и правительстве России обсуждают вопрос о проведении референдума 11 сентября 2022 года по вхождению Беларуси в состав России.

– Это, скорее всего, слив каких-то разговоров журналиста с какими-то чиновниками Администрации президента, поэтому, пока это не информация, это отзвук каких-то разговоров, которые вполне возможно ходят в администрации. Но от разговоров до принятия каких-то решений – это огромная дистанция. Я бы ко всем этим разговорам отнёсся с осторожностью.

То, что Россия не была бы против, чтобы Беларусь вошла в её состав, это известно. Но против этого выступает и Лукашенко, и белорусское общество. Поэтому я с трудом представляю, как можно эту идею реализовать. Если только, конечно, танки ввести и военным путём присоединить. Но это очень сложный вариант. Особенно после того, как Россия застряла надолго в Украине.

Чтобы следить за важными новостями, подписывайтесь на наш канал в Telegram и группы в социальных сетях: Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram.


Фото использовано в качестве иллюстрации media-polesye.com
Скриншот видео в инстаграме
Степан Постоялко. На заднем фоне Ирина Абельская и Коля Лукашенко. Коллаж «НН»
Иллюстрация media-polesye.com
Фото: kayseriilkhaber.com
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: pixabay.com
Фото: Shutterstock
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: naviny.media